История медицины
- 1 year ago
- 0
- 0
История медицины Азербайджана охватывает период от возникновения медицины на данной территории до современного периода
История медицины в Азербайджане имеет глубокие корни. Для борьбы против множества болезней древние жители верили в колдовство . Об этом свидетельствуют и обрезки, нарисованные знаки в Азыхской пещере , относящиеся к каменному веку .
Ранние жители в попытке лечения болезней использовали лекарственные растения и травы. Набранный ими опыт развивался из поколения в поколение в народную медицину . С появлением письма развитие устной и письменной ветвей народной медицины стал разделяться .
Богатый растительный мир Азербайджана привлекал внимание врачей и учёных с древних времён. Многие лекарственные растения использовались в целях профилактики и лечения. использовались семена, корни, цветки, листья. Женщины легко наблюдали воздействия на организм фруктов, овощей и лечебного чая , их влияние на кашель , кровотечение , боль, диарею и на другие болезни .
Однако из ранних рукописей следует, что в лечении использовали не только растения. Целители того времени были также знакомы с хирургией , обладали определенным опытом примитивными способами лечения опухолей , переломов в различных местах человеческого тела. К примеру, в результате археологических раскопок в местечке Чалагантепе близ села Афетли Агдамского района И. Наримановым был найден череп человека , относящийся к IV тысячелетию до н. э. ( энеолит ), со следами трепанации . В селе Хачбулаг Дашкесанского района в 1971 году в археолог Х. Кесеменли обнаружил череп, относящийся к концу бронзового и началу железного века , над которым также была проведена операция трепанации. Исследовавший череп Р. Гасымова отмечал, что «искусственная трепанация была проведена вблизи соединения теменной кости с лобной » .
В 1958 году в селе Гаратепе Муганьской равнины во время археологических раскопок были найдены относящиеся к V - I веков до н. э. кувшины с загоревшими рутами , коими, как отмечают специалисты, жители того времени пользовались в качестве лекарства, для лечения ревматизма , лихорадки и в профилактике некоторых болезней .
Были известны также методы ароматерапии . Верилось, например, что запах айвы , усиливает энергию тела. Лимон использовали с целью настроя нервной системы , а яблоки — для стимулирования работы мозга .
В древности между жителями Азербайджана и жителями Месопотамии происходил активный культурный взаимообмен. Из Шумера , например, импортировалось масло кунжута и шафран . О медицине периода образования мидийского государства, охватывающего и территорию Азербайджана, можно судить по такому историческому памятнику, как Авеста . В ней также сказано, что «у врача есть три оружия: слово, травы и нож». Врач, лечащий словом и внушением считался в то время лучшим .
В этот период шло быстрое развитие и медицины, что подтверждается также археологическими находками. Находили, к примеру, отшлифованные из мрамора сосуды для сурьмы и золотые кисти для её нанесения, которое в Средние века использовалось и в качестве противокашельного и противорвотного лекарства. Больных поили вином из чаши, изготовленной из сурьмы . Во время раскопок же в Шемахе были найдены различные стеклянные посуды, предназначенные для изготовления и хранения лекарств, которыми пользовались алхимики как в народной медицине, так и в фармакологии . Эти находки подтверждают то, что в Средние века население Азербайджана занималось и ремеслом фармацевта .
В VIII веке Ширван в основном с албанским и иранским населением был завоёван арабами . Благодаря взаимовлиянию культур в составе единого халифата , развивались и науки и культура. Появлялись университеты, обсерватории, библиотеки, мечети и больницы. Именно в исламский период наблюдается взлёт медицинской науки. В это время в Азербайджане при мечетях функционировали медресе , где преподавали арабский и персидский языки, религию, математику, каллиграфию, историю и литературу. Преподавалась также медицина и алхимия. Из письменных памятников известно, что ещё в XII веке на территории современного Азербайджана, в историческом Ширване , в городе Шемахы знаменитым врачом и фармацевтом Кафиддином Омаром ибн Османом (дядя известного персидского поэта Хагани Ширвани ) была организована медицинская школа, изучавшая методы лечения . Здесь, наряду наряду с обучением, велись исследования лечебных свойств лекарственных растений и врачевание с их помощью .
Жившим в эпоху позднего средневековья был написан труд «Тибби Небиви». Первую половину своего труда Бергюшади написал на арабском, а вторую — на родном ему азербайджанском языке. По сути это первая известная книга о медицине, изложенная на азербайджанском языке. В первой части рекомендуются лечебные средства от заболеваний почти всех органов, включая нервные болезни. В отдельных случаях можно заметить изложение симптомов болезни. Во второй части излагается состав лекарственных средств, в основном из растительного мира. В третьей части книги даётся наставление о диете при тех или иных заболеваниях .
Мухаммед Юсиф Ширвани
. Страницы из описания лечебных свойств - «Мафирфин» (слева) и «Лекарствоведения»
|
Развитие медицины в XV—XVI веках характеризуется двумя особенностями. Первая — это развитии медицины, более близкой к анатомо-физиологическому и гигиеническому направлению, вторая — это угасание народной медицины, которая целиком переходит в руки знахарей и табибов. Наглядным свидетельством роста научной медицинской мысли могут служить такие работы, как «Кемал-намэ», «Книга совершенства» и учебник по медицине на азербайджанском языке (1437—1438 гг.) Махмуда ибн Махмеди Дильшад Ширвани родом из Шемахи, считавшегося крупным врачом . Перу Гази Наджимэддин Ахмед ибн Абубекра ибн Мухаммеда Нахчивани принадлежат ценные комментарии к «Канону» Ибн Сины . В медицинской литературе есть указание на крупного врача и поэта Сахаба Сеид Мухаммеда Ордубади . Мирза Мухаммед Гасаном Ширвани была организована школа-лечебница, из стен которого вышел Сеид Али Тебризи. Фактически Мирза Мухаммед являлся организатором последней медицинской школы на территории Азербайджана, просуществовавшей до Туркманчайского договора , после чего она была разрушена по требованию духовенства .
Азербайджанский врач XVI века , Юсиф Карабаги, будучи родом из Карабаха , написал множество медицинских трактатов, а также «Пояснения и толкования к „Канону Врачебной Науки“ Ибн Сины». Он жил и творил долгое время в Средней Азии, в Самарканде и Бухаре .
В 1712 году на азербайджанском языке была написана «Тиббнаме» ( азерб. Tibbnamə — «Книга медицины» ) Мухаммеда Юсифа Ширвани . Будучи дворцовым врачом, Ширвани советовал применять природные минералы в лечении, к примеру, натирание лимонной корки при усталости в шее. В этом труде также сказано, что места отдыха больных желательно чтобы были украшены цветами в бледно-синих, зелёных или белых тонах. Это значит, что даже цвет имел важное значение в работе средневековых целителей.
В целом в XVII - XVIII вв. был написан ряд трудов в области медицины и фармакологии такими азербайджанскими учёными как Муртузагулу Шамлу ( сексопатолог ), Абульгасан Марагаи, фармацевты Гасан Рза оглу Ширвани, и др. Эривани являлся автором книга «Феваид ул-хикмет», в которой в алфавитном порядке приводятся названия и свойства применяемых в медицине лекарств. Названия лекарств даются на арабском, персидском, азербайджанском, греческом, сирийском, индийском, французском и других языках .
Вплоть до 1828 года на территории Азербайджана не было аптек европейского типа. В годы правления Российской империи в Азербайджане, как и по всему Закавказью основывались такие лечебницы и аптеки , приезжали русские врачи и привносили новые знания
Азербайджанский врач XIX века Мирза Мамедгулу Гаибов работал врачом во дворце карабахского хана, был главным врачом известной азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван . Гаибов заложил основы хирургической науки в Азербайджане .
В Азербайджане основы научного исследования истории медицины были заложены в 1892 году азербайджанским учёным . Абдул-Халиг под руководством профессора Дерптского университета Г. Драгендорфа в качестве диссертации на соискание ученой степени магистра фармации (1892 г.) исследовал и перевёл знаменитую энциклопедию по фармацевтике персидского автора X века с новоперсидского на азербайджанский язык . Он выполнил ботаническое определение названий лекарственного сырья и составил комментарий к этой книге. Эта расшифровка старинных названий растений дала возможность их дальнейшего научного изучения .
Знания в медицине использовали в своих трудах для выражения философских идей Гасанбек Зардаби и Мирза Фатали Ахундов . Ахундов был одним из первых, кто выступал против народных целителей. Он является автором ряда трудов о гигиене и санитарии . Зардаби также сыграл значительную роль в развитии медицины. Он был первым азербайджанским натуралистом и дарвинистом .
Будучи автором « Экинчи » — первой азербайджанской газеты в Российской империи, Зардаби совместно с Ахундовым работал над трудами по малярии , опусташающим в то время страну. Его книга «Гигиена» является первой научной исследовательской работой Азербайджана по медицине в области гигиены. Она была опубликована на азербайджанском в 1914 году .
Наряду с этим ещё продолжали функционировать и аптеки, где продавались лечебные травы, привозимые из Ирана и Индии . Такие аптеки существовали во всех городах Азербайджана — Баку , Шемахе , Шуше , Агдаме , Нахичеване, Лагиче , Ордубаде , Саляне , Ленкоране и др. Отец знаменитого азербайджанского литератора Юсиф Везира Чеменземинли , Мир-Баба Мир-Абдулла оглы владел аптекой в городе Агдам. В его аптеке продавалось 142 видов лекарственных препаратов, более 100 из которых были растительного происхождения. И сам Чеменземинли, будучи сыном аптекаря, в своем рассказе «Врач» описывал быт и практику азербайджанских лекарей XIX века [ источник не указан 3217 дней ] .
Такие аптеки составляли большинство в Иранском (Южном) Азербайджане . И в начале XX века лечение целебными травами всё ещё оставалось довольно распространённым видом лечения в Азербайджане. А появление новых, современных лекарств воспринималось знахарями как нечто чуждое.
Популярный в то время азербайджанский сатирический журнал « Молла Насреддин », сыгравший значительную роль в медицинском образовании, критиковал подобные пережитки прошлого, высмеивал отсталость знахарей-шарлатанов того времени, их невежественное отношение к новейшим знаниям в медицине . Например, в 20-м номере журнала ( 1911 год ) дана карикатура под названием «Священная Бухара» (художник Азим Азимзаде ) . Здесь создан образ бухарского эмира , с сомнениями относящегося к рекомендуемой врачом новому лекарству. В тексте к карикатуре сказано:
Оригинал на
азербайджанском
بخاراي شريف
|
Перевод
Бухара священна
|
В 1918 году уже в независимой Азербайджанской Демократической Республике (АДР) было учреждено министерство здравоохранения во главе с доктором Худадат беком Рафибековым . В эти годы в стране, в таких городах как Баку , Гянджа открывались десятки новых аптек и больниц.
Многие студенты АДР, отправленные на обучение за границу, изучали там и медицину, в основном в Германии , Санкт-Петербурге , Москве , Киеве и в других городах .
В 1919 году был основан Бакинский государственный университет с медицинским факультетом, первым заведующим кафедрой оперативной хирургии которого стал видный хирург, профессор В. И. Разумовский (до 1920 года ). Здесь преподавалась также история медицины . В короткое время под руководством Разумовского была организована Специальная подготовительная комиссия. В августе того же года были проведены вступительные экзамены и так был набран первый класс студентов — будущих врачей .
2 августа 1922 года среди первых 29 выпускников медицинского факультета было всего лишь три азербайджанца — А. Алекперов, Джейран Султанова и Адиля Шахтахтинская-Бабаева , ставшая впоследствии докторм наук и профессором.
После установления Советской власти в составе Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР создан Комиссариат здравоохранения. Председателем нового правительства стал Нариман Нариманов , который был врачом по специальности. С 1920 по 1921 год народным комиссаром здравоохранения Азербайджанской ССР являлся врач . С 1921 по 1935 год — .
На протяжении 20-х годов аптеки, где продавались лечебные травы закрывались, а рукописи, написанные арабской графикой сжигались. Это была часть проводимой советской властью (в основном в Азербайджане и в Средней Азии ) политики против ислама .
В 1921 году в Азербайджане вспыхнула инфекция малярии . АзРевКом принял декрет №350 от 17 апреля 1921 года об организации Комитета по борьбе с малярией. На расходы по борьбе с малярией было выделено 200 млн. рублей .
В 1930 году был основан Азербайджанский медицинский институт , первым ректором которого был М. Н. Кадырли. Ведущую роль в развитии института сыграли такие знаменитые ученые-профессора, как И. Широкогоров, С. Давиденков , Ф. Ильин , Лев Левин , Н. Ушинский, К. Малиновский и др. Из стен института выходят первые национальные научно-педагогические кадры: М. Мир-Касимов , М. А. Топчибашев , А. М. Алиев, И. М. Исмаил-заде и многие другие, впоследствии прославившие азербайджанскую медицинскую науку .
В целом с 1920 по 1940 год в Азербайджане были основаны сотни новых поликлиник, больниц и аптек. Среди азербайджанских учёных-медиков известность получили такие видные деятели медицинской науки, как академики Мирасадулла Миркасимов и Мустафа Топчибашев, профессора Алибек Алибеков и Кямиль Балакишиев, Э. М. Эфендиев. Ф. А. Эфендиев, М. М. Эфенди-заде, Б. А. Эйвазов, Д. М. Абдуллаев, Д. Ю. Гусейнов, Т. Г. Пашаев, У. С. Мусабекова, А. Ф. Караев , М. Р. Назиров, Ш. М. Гасанов и другие, которые внесли большой вклад в развитие теоретической клинической медицины, в подготовку национальных врачебных кадров республики .
Абульфаз Караев был одним из первых в Азербайджане педиатров , основал первый в Баку Дом ребёнка .
На территории современной Азербайджанской Республики были найдены рукописи персидской и арабской медицины. В их числе имеется и копия труда « Канон врачебной науки », написанного на арабском в 1030 году знаменитым врачом Ибн Синой , известным в Европе как «Авице́нна» . Эта копия «Канона» была сделана в 1143 году в Багдаде , и является одной из старейших рукописей в области фармакологии и медицине в мире и старейшей в Азербайджане . Рукопись был приобретен в XIX веке Мирза Мухаммед Гаибовым в Исфахане (Иран).
В Азербайджане также был частично исследован труд «Захираи-Низамшахи», XIII века . Скопированная в XVI веке рукопись также хранится в Бакинском институте рукописей. В ней содержатся описания фармацевтических особенностей лечебных трав, веществ животного происхождения, минералов и некоторых сложных лекарств. Рукопись не найдена ни в одном другом хранилище рукописей мира и существует в единственном экземпляре .
В Институте рукописей Национальной академии наук Азербайджана , имени Мухаммада Физули в Баку имеются 363 рукописей по медицине на арабском , персидском и тюркском , как составленных на самой территории современного Азербайджана , так и привезенных туда из других областей в различные исторические периоды . Из них 222 написаны на персидском, 71 на тюркском (староазербайджанский и старотурецкий) и 70 на арабском языках . В Бакинском институте рукописей имеется также много копий некоторых арабских, персидских, азербайджанских и турецких рукописей по медицине. Например, «Тухфат аль-Муминин» (написано в 1669 году ) Мухаммада Му’мина — 33 полных и неполных копий; «Зад аль-Мусафирин» (написано в 1728 году ) персидского ученого — 13 копий; «Гарабадин» Музаффара бин Мухаммада Шафа’и (1586/7-1628/9 годы) — 9 копий; «Ихтиярат-и Бадии» персидского ученого (написано в 1638 году ) — 5 копий , «Тиббнаме» Мухаммеда Юсифа Ширвани . По словам генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры эта коллекция «показывает роль Азербайджана в развитии мировой медицины» .
В XII веке по инициативе дяди Xагани известного фармацевта и врача Кафеиддина Омара ибн Османа в Шемахе была основана медицинская школа, в которой, наряду с обучением, велись исследования лечебных свойств лекарственных растений и врачевание с их помощью.
Изучением лекарственных средств народной медицины Азербайджана занялся азербайджанец — житель г. Баку Абдул Ахундов под руководством профессора Тартуского университета Г. Драгендорфа. Абдул Ахундов в качестве диссертации на соискание ученой степени магистра фармации (1892 г.) сделал творческий перевод на азербайджанский язык книги Абу-Мансур Муваффака-бен-Али-ель-Хирови. Это сочинение, составленное в IX в., было первым трудом по медицинской литературе Ближнего Востока, написанным на новоперсидском языке. Абдул Ахундов выполнил ботаническое определение названий лекарственного сырья и составил комментарий к этой книге. Эта расшифровка старинных названий растений дала возможность дальнейшего научного изучения их
С помощью русских ученых-медиков, работавших в Азербайджане, из среды местных научных кадров выросли такие видные деятели медицинской науки, как М. А. Топчибашев, М. А. Мир-Касимов, Э. М. Эфендиев. Ф. А. Эфендиев, М. М. Эфенди-заде, Б. А. Эйвазов, К. А. Балакишиев, Д. М. Абдуллаев, Д. Ю. Гусейнов, Т. Г. Пашаев, А. К. Алибеков, У. С. Мусабекова, А. Ф. Караев, М. Р. Назиров, Ш. М. Гасанов и другие, которые внесли большой вклад в развитие теоретической клинической медицины, в подготовку национальных врачебных кадров республики
This examination revealed that the Institute’s collection includes 363 medieval manuscripts and 27 old printed books on medicine and pharmacognosy written in the following languages: Persian — 222 manuscripts, Turkic (Old Azeri and Old Turkish) — 71 manuscripts, and Arabic — 70 manuscripts.
Оригинальный текст (англ.)The collection “demonstrates the role of Azerbaijan in the development of the world medicine,” said UNESCO Director-General Koïchiro Matsuura in a message to the Conference participants.