Interested Article - Хейрономия

Хейрономия , хирономия (от др.-греч. χείρ — рука и νόμος — закон, правило) — условная система жестикуляций, применявшихся в древних музыкальных культурах для управления хором до изобретения дирижёрской палочки .

Хейрономический способ управления музыкальным коллективом использовался в то время, когда ещё не существовало системы нотной записи с точной фиксацией высоты и длительности звуков . Вместо неё использовались условные знаки, с помощью которых дирижёр как бы изображал общий контур мелодии. Движением кисти и пальцев обеих рук он указывал исполнителям темп, ритм, направление мелодии, динамику и агогику . Жесты рук дополнялись движениями головы и мимикой .

Хейрономия возникла задолго до нашей эры на Востоке и практиковалась в древнеегипетской, древнегреческой, раннехристианской, византийской, средневековой западноевропейской и еврейской литургической музыке . С ней связана средневековая система невменной нотации .

Большую роль в хейрономии играла мнемоника , поскольку значение, присваивавшееся отдельным движениям, носило условный характер и требовало запоминания . Кроме того, в этой системе отсутствовала какая-либо унификация: в каждой церкви и в каждом монастыре был свой , по-своему показывавший мелодию . Знаменитый средневековый теоретик музыки Гвидо д'Ареццо впервые предпринял попытку зафиксировать принятые в хейрономии знаки и закрепить за каждым из них определённое, общее для всех значение. Он создал специальную таблицу, ставшую известной под названием «Гвидоновой руки» . Она представляла собой изображение ладони, на которой ступени гаммы обозначались четырнадцатью фалангами и суставами левой руки. При дирижировании руководитель хора указывал на них пальцами правой руки; для показа нюансировки существовали отдельные знаки .

Со временем появились и другие хейрономические системы, просуществовавшие вплоть до XVI века, когда хейрономию вытеснило отбивание такта баттутой . В какой-то степени хейрономию можно считать предтечей современного мануального дирижирования, хотя о непосредственном влиянии говорить не приходится из-за слишком большой временной дистанции между двумя системами . Однако и в наши дни хоровые дирижёры могут использовать отдельные хейрономические приёмы .

Примечания

  1. Музыка / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — Москва: Большая российская энциклопедия, 1998. — С. 598. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4 .
  2. , с. 16.
  3. , с. 45.
  4. Elliott W. Galkin. . — Pendragon Press, 1988. — С. 243. — 893 с.
  5. , с. 17.
  6. , с. 43.
  7. , с. 44.
  8. , с. 41.
  9. , с. 18.
  10. Яных Е.А. . — Москва: АСТ, 2009. — С. 81. — 320 с.

Литература

  • Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. — Москва: ДПК Пресс, 2014. — С. 40-44. — 214 с. — ISBN 978-5-91976-055-9 .
  • Мусин И.А. Техника дирижирования. — Ленинград: Музыка, 1967. — С. 16-19. — 352 с.
Источник —

Same as Хейрономия