Interested Article - Константинопольский собор (1484)

Константинопольский собор 1484 года — большой поместный собор Православной церкви , созванный для решения вопроса о чиноприёме принятия в Православие униатов , бывших сторонников Флорентийской унии . На соборе присутствовали все четыре греческих патриарха ( Константинопольский , Антиохийский , Иерусалимский и Александрийский ).

Предыстория

Греческие иерархи во главе с императором заключили унию с католиками в 1439 году на Флорентийском Соборе . Союз был во многом политическим — император искал помощи христианского запада в защите Константинополя от турок. Греческое низшее духовенство во главе с митрополитом Марком Эфесским , впоследствии причисленного в Православии к лику святых, не приняло унию и начало противостоять её сторонникам в Константинополе и среди всего греческого населения.

После подписания Флорентийской унии, в 1443 году, 6 апреля по инициативе митрополита Кесарийского Арсения, патриархи Александрийский Филофей (1435—1459), Антиохийский (1435—1451) и Иерусалимский Иоакима провели в Иерусалиме церковный собор , председателем был патриарх Иерусалимский Иоаким, на котором отвергли унию и отлучили всех приверженцев унии от Православной Церкви, они же подписали соборное послание к императору, в котором назвали Флорентийский собор разбойничьим, а патриарха Константинопольского Митрофана II в этом же послании назвали матереубийцей и еретиком .

После падения Константинополя в 1453 году необходимость в унии отпала, более того, руководство церкви считало, что союз с Римом ухудшает положение православных в турецкой империи. Султан по политическим соображениям запрещал унию. В 1472 году на Константинопольском соборе уния была официально аннулирована . К 1484 году встал вопрос о том, каким чином принимать униатов в Православную церковь, и с этой целью в Константинополе был созван поместный собор.

История

Собор прошёл в церкви Богородицы Паммакаристы . Председателем собора был патриарх Константинопольский Симеон Трапезундский (Трапезундец), кроме того в его работе приняли участие остальные три патриарха Александрийский Григорий, Антиохийский Дорофей, Иерусалимский Иоаким (Иаков) .

Собор объявил Флорентийский собор незаконно созванным и проведенным, и, следовательно, заключенную на нём унию недействительной. Затем встал вопрос каким чином принимать бывших греков католиков в Православие: через крещение или через миропомазание . После спора о том, делать ли различие между сохранившими восточный обряд, и теми, кто принял латинский обряд , было решено, что во всех случаях достаточно миропомазания и формального отречения от «латинской ереси» (вторым чином). Основанием для такого решения были творения, написанные митрополитом Марком Эфесским против Флорентийской унии. О католиках (латинах) он писал в своем «Окружном послание к православным христианам»: «Напротив того, мы их отлучили от себя, потому что они замыслили недопустимое и беззаконное и ввели ни начем не основанное прибавление ( Филиокве ). Мы их оставили как еретиков и отделились от них. И почему так? Благочестивые постановления гласят: „Еретиками называются и подвергаются законам противу еретиков также и те, которые в малом отступают от Правоверия“. Если б Латины ни в чём не отступили от Правоверия, то мы не имели бы основания отделиться от них; если же они совершенно отступили от оного, а именно в исповедании о Святом Духе, чрез самое опасное и богохульное нововведение, то они сделались еретиками и мы отделили их от себя как еретиков. И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется от того, что они еретики. »

Рецепция в Русской церкви

Решения Константинопольского собора 1484 года оказали влияние на практику Русской церкви . Хотя в 1620 году собор в Москве постановил, что католиков необходимо принимать в православие только через крещение (то есть первым чином) , на Большом Московском соборе в 1667 году было решено установить практику приема еретиков-папежников (католиков) подобно греческой, через миропомазание; в обоснование Большой Московский собор в своих документах сослался на решение Константинопольского собора 1484 года.

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 августа 2013. 22 октября 2014 года.
  2. . Дата обращения: 13 августа 2013. 7 октября 2018 года.
  3. A. B. Занемонец от 18 октября 2014 на Wayback Machine // Византийский Временник. 2009. — Том 68 (93). — C. 165—169
  4. Филип Шафф. История Христианской Церкви. т. VI. § 18.
  5. . Дата обращения: 23 декабря 2012. 26 января 2012 года.
  6. [ebookbrowse.com/the-great-church-in-captivity-steven-runciman-pdf-d305545234 The Great Church in Captivity Steven Runciman, 116 страница]
  7. . Дата обращения: 15 апреля 2022. 3 июля 2014 года.
  8. . Дата обращения: 23 декабря 2012. 14 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 7 февраля 2013. 4 сентября 2014 года.

Литература

  • Стивен Рансимэн [www.litmir.net/br/?b=147070&p=53#read_n364 «Великая Церковь в пленении»] — стр. 53
  • Karmiris J. Ν.Τά Δογματικά και Συμβολικά Μνήματα. Τ. Π. Σ. 987—989.
  • Деяния собора 1484 год. Рукопись Кембриджской университетской библиотеки, Add. 3076.
  • Easterling Р. Е.Handlist of the Additional Greek Manuscripts in the University Library, Cambridge//Scriptorium. XVI (1952). P. 317.
Источник —

Same as Константинопольский собор (1484)