Interested Article - Абдул-Халик Гидждувани

Абдулхалик Гиждувани (дата рождения неизвестна, умер 1179, 1189, 1199 или 1220) — суфийский наставник ( муршид ), является десятым духовным звеном в золотой цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя . Истоки тариката Накшибандийя уходят в эпоху Баязида Бистами , когда возник суфийский тарикат «Бистамийя» или «Тайфурийя».

Ходже Абдулхалик родился в городке Гиждуван в 40 километрах от Бухары . Отцом его был Имам Абдулджамил. Его отец происходил из города Малатьи (современная Турция). Его мать происходила из благородного и знатного рода. Полагают, что Абдулхалик Гиждувани был потомком Имама Малика .

Религиозные знания Гиждувани получил в Бухаре. Он был учеником известнейшего в те времена учёного Аллямы Садреддина.

С приходом Гиждувани и вплоть до Мухаммада Бахауддина Накшбанда тарикат назывался « Тарик хаджеган» (Хаджеганийя) .

Духовным учителем Абдул-Халика Гиждувани был Юсуф Хамадани , который также был шейхом Ахмеда Яссеви .

Особенностью Абдул-Халика был скрытый зикр основой духовного преобразования вступившего на этот путь, и выдвинул одиннадцать принципов тариката . Тогда как Ахмад Яссеви остался приверженцем громкого зикра.

Если такрикат ясевени распространился в Междуречье Амударьи и Сырдарьи . Гиждувани же распространял свой путь в Хорезме и Хорасане . Спустя века оба этих тариката распространились по всей Средней Азии , Анатолии и на Балканах .

Внешность

Согласно источникам, он был высокого роста, белокож, прекрасен лицом, чернобров. Его голова была большой. Грудь и плечи были широки, и сам он был крупного телосложения.

Его дружба с Хыдром

По преданию, Ходжа Абдулхалик стал ждать, чтобы Аллах свёл его с тем, кто сможет показать ему правильный путь в духовном совершенствовании. И вскоре он встретился с Хыдром . Хыдр был наставником и его отца. Хыдр, приняв Абдульхалика духовным сыном, научил его «вукуф адеди» (необходимости вести счёт зикра) и «скрытому зикру ». Такой вид зикра, которому Посланник Аллаха впервые научил Абу Бакра в пещере Севр, вновь обрёл с приобщением к нему Абдулхалика Гиждувани свою значимость. После смерти Хадже Абдулхалика этот вид зикра опять был предан забвению последователями тариката Хаджеган, но Шах Накшбанд , ставший увейси (заочным) мюридом Абдулхалика, окончательно возродил скрытый зикр.

Говорится также, что, кроме скрытого зикра, Хыдр научил Гиждувани зикру Таухида — «нафи и исбат» (отрицание и утверждение).

Настоящим муршидом Гиждувани был Юсуф Хамадани . Однако и знакомство с ним произошло благодаря Хыдру. Хадже Абдулхалик, обрётший себе наставника примерно в возрасте двадцати лет, за короткое время перенял его знания. Абдулхалик побывал в ряде мусульманских стран и некоторое время жил в Сирии. Ещё при жизни добрая слава о нём распространилась во все концы Исламского халифата. Приезжали тысячи людей, чтобы лишь увидеть и услышать его.

Один дервиш спросил у него:

— Если Аллах предоставил мне свободу выбора между адом и раем, то я выбираю ад. Ибо рай — это то, чего желает мой нафс . Я же хочу бороться против побуждений и желаний моего нафса. На это Абдульхалик Гудждувани отвечал: — Твоё мнение ошибочно и неверно, так как оно исходит от нафса. Какое значение может иметь воля или выбор раба? Наше дело заключается в следовании туда, куда укажет нам Господь. Что повелит Он нам, то мы и должны выполнять. И только это и есть истинное служение раба и противостояние нафсу.

Кончина

Мы не располагаем полной информацией о жизни Абдулхалика Гиждувани, также мало мы знаем и о его смерти. В некоторых источниках говорится, что он умер в 1179, 1189 или 1220 году. Однако, исходя из того, что его шейх прожил примерно 80 лет и умер в 1140 году , когда Гиждувани было 20 лет, датой его собственной смерти можно назвать 1199 год . Могила Гидждувани находится в родном городке Гиждуван, что в 40 километрах от Бухары, на пути в Самарканд . Над ней была возведена усыпальница .

11 основ тариката от Гиждувани

Абдулхалик Гиждувани, будучи заочным (увейси) муршидом Шаха Накшбанда, занимает в Накшбандийском тарикате особое место.

«Одиннадцать основ», которые он выдвинул как основные принципы тариката, внесены во все первоисточники тасаввуфа.

Эти основы изложены в статье Накшбандия .

Литература

  • Нафахатуль-унс, (пер. Ламии Челеби), стр. 411—413;
  • Рашахат ‘Айн аль-хайат, Стамбул. 1291, стр. 29-43;
  • аль-Хадаикуль-вардиййа, стр. 110—119;
  • Ислам Ансиклопедиси, IX, 52- 54;
  • Мухаммад б. Абдулла Хани, Адаб Рисалеси, стр. 46;
  • ад-Дурарун-надид стр. 26-29;
  • Иргамуль — марид, стр. 51-52;

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 августа 2011. 16 ноября 2011 года.
  2. . Дата обращения: 15 мая 2011. 20 декабря 2007 года.
  3. от 15 января 2014 на Wayback Machine fondihlas.ru
Источник —

Same as Абдул-Халик Гидждувани