Interested Article - Анфим (Чалыков)

Экза́рх Анфи́м I ( болг. Екзарх Антим I , в миру Атанас Михайлов Чалыков , болг. Атанас Михайлов Чалъков ; 1816 , Лозенград , Османская империя 1 декабря 1888 , Видин , Болгария ) — епископ Константинопольского Патриархата ; деятель болгарского раскола с декабря 1868 года , первый по времени (утверждённый Портой ) экзарх Болгарского экзархата ( 1872 1877 ). Один из лидеров болгарского Национального Возрождения , общественно-политический деятель Болгарии .

Биография

С 1836 года обучался ремеслу портного в Константинополе. Шесть месяцев подвизался в монастыре Ставроникита на Афоне. В 1837 году принял монашеский постриг в афонском Хиландарском монастыре с именем Анфим; в следующем году был рукоположён во диакона и возвратился в качестве таксидиота (монах-собиратель пожертвований) в Лозенград. С 1839 года служил в церкви Святого Константина в Константинополе.

В 1844 году окончил греческое училище в Куручешме; в 1848 году — с отличием Богословское училище на острове Халки . По свидетельству российского дипломата и учёного Александра Рачинского , Анфим «должен был притворяться и искусно притворялся в Халкинском богословском училище ярым грекоманом» .

В 1852 году, благодаря содействию российского консула в Смирне , приехал в Россию и поступил в Одесскую семинарию ; в 1856 году завершил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия . Служил в храмах России; был рукоположён во иеромонаха митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) . Увлёкся славянофильством .

С 1857 года состоял смотрителем в русской посольской церкви в Константинополе, преподавал церковную историю, церковнославянский и русский языки в школе на Халки, где впоследствии стал ректором (1865—1868).

25 мая 1861 году патриархом был хиротонисан в митрополита Преславского.

Отказался выполнять обязанности архиерея, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болгарской паствы. В 1862 году отправился в Малко-Тырново , а в 1863 году — в Кукуш , где противостоял распространению униатства.

На созванном в 1864 году в Константинополе церковно-народном собрании отстаивал притязания болгарских епархий на независимость от Константинопольской патриархии.

В апреле 1868 года был переведён на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митрополита Паисия. Паства епархии (в болгарских приходах и епархиях болгарский клир был в полной зависимости от мирян ) выдвинула условие разрыва отношений с патриархией, вследствие чего в декабре 1868 года Анфим не упомянул имя патриарха на литургии .

Вместе с другими болгарскими епископами — Иларионом Макариопольским , Иларионом Ловчанским , Панаретом Пловдивским — и иными духовными и светскими лицами участвовал в 1-м Болгарском Церковно-народном соборе в феврале 1871 года в Константинополе, выработавшем устав Болгарского экзархата .

16 февраля 1872 года после вынужденного самоотвода епископа Макариопольского Илариона был избран Болгарским экзархом.

Новый экзарх немедленно направился в Константинополь для встречи с церковными деятелями и представителями светских властей. Свидетель тогдашних событий Тодор Стоянов-Бурмов писал 21 марта 1872 года: «Экзарх Болгарский, которого болгары титулуют уже „Блаженнейшим“, прибыл на днях в Константинополь. Он встречен был как здесь, так и во всех болгарских городах (станциях), чрез которые проезжал, с небывалыми доселе в отношении к духовному лицу почестями. В Рущуке , например, дожидались его на берегу Дуная при многочисленном стечении народа 60 болгарских священников в церковном облачении, армянский епископ со своим духовенством также в церковном облачении и взвод турецких солдат. В Варне он встречен был военною музыкою и пр., и пр. Он будет также иметь аудиенцию у султана. Неизвестно только, как окончится дело с Патриархатом, который всё ещё упорствует в своих притязаниях. Болгары сделают, по случаю приезда Экзарха, последнюю попытку примирения с ним, и если она будет неудачною, то они возложат ответственность на Патриархат, станут делать своё дело, не обращая ни малейшего внимания на его притязания» .

3 апреля 1872 года получил берат (признание полномочий от Порты ). 12 апреля награждён османским орденом «Меджидие» 1-й степени.

Объявил все церковные кары Константинополя, наложенные на преосвященных, несправедливыми, а потому и недействительными, и вместе с ними 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла , в нарушение запрещения патриарха, совершил литургию в церкви Стефана в Балате , на которой зачитал акт о провозглашении Болгарской церкви автокефальной . 15 мая Синод под председательством патриарха Константинопольского Анфима VI лишил сана экзарха . Созванный патриархом Анфимом в августе того же года Собор в Константинополе объявил 16 сентября экзархат схизматическим.

После подавления апрельского восстания болгар в 1876 году подал меморандум представителям европейских держав, свидетельствовавший о жестокостях при подавлении восстания. Отказался опровергнуть свои слова, 17 апреля 1877 года был смещён и 17 июля водворён в тюрьму в Ангоре .

По подписании Сан-Стефанского мирного договора в мае 1878 года был освобождён по амнистии и вновь возглавил Видинскую епархию. В 1879 году был избран председателем Учредительного собрания в городе Велико-Тырново , принявшего конституцию (Тырновскую) , и I Великого народного собрания в том же году.

Возглавил делегацию в Россию, приподнёсшую императору Александру II благодарственный адрес за освобождение Болгарии.

Часовня над могилой экзарха Анфима в Видине

Похоронен в видинском Николаевском храме, где в 1934 году ему был воздвигнут памятник- мавзолей (во дворе митрополии).

В 1945 году Константинопольский патриархат провозгласил автокефалию Болгарской православной церкви, однако не даровал прощения экзарху Анфиму и другим болгарским «раскольникам» (как они были поименованы в официальном определении Синода Константинопольского патриархата) .

Примечания

  1. Суждения преосв. Феофана , бывшего епископа владимирского, о греко-болгарском вопросе и о состоянии православной церкви на Востоке. (С предисловием) Ф. И. Титова // Труды Киевской духовной академии. — 1895, май. — С. 43 (примечание Рачинского).
  2. Скурат К. Е. // История Поместных Православных Церквей. 19 мая 2011 года.
  3. Архиеп. Макарий . Греко-болгарский церковный вопрос и его решение. // Православное обозрение. — 1891. — № 11—12. — С. 731.
  4. от 5 марта 2016 на Wayback Machine Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

Литература

  • Милков Т. Антим, първи български екзарх. Живот и духовно обществената му деятелност. Биографически очерк. — Пловдив : Търговска печатница, 1899. — 180 с.
  • Балабанов М. Българската колония на един остров // Периодическо списание на Българското книжовно друштва. — Браила, 1911. — № 71. — С. 313—372;
  • Орманджиев И. Антим I български екзарх. — София: Печатница Родопи на Тод. Л. Клисаров, 1928. — 80 с.
  • Кирил, Патриарх Български . Екзарх Антим (1816—1888) / ред. Г. Клисаров. — София : Синодално книгоизд-во, 1956. — 956 с.
  • Калиганов И. И., Крашенинникова Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 719—720. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  • Бонева В. Митрополит Антим и движението на българите от Преславска епархия за църковно-народен суверенитет 1861—1868. // Studia in Honoreum Professor Virginiae Paskaleva. Bulgarian Historical Review, 2006. — № 1-2. — С. 137—150.
  • // Научный диалог. — 2018. — № 8 . — С. 186—197 .
  • Бондарева В. В. // Научный диалог. — 2019. — № 6 . — С. 260—274 .

Ссылки

Источник —

Same as Анфим (Чалыков)