Interested Article - Чаша из черепа

Чаша-череп из

Чаша из черепа, чаша-череп — посуда для питья или еды, сделанная из свода человеческого черепа . Использование черепов в качестве ритуальных кубков или трофеев известно на протяжении всей истории у разных народов, на Западе эта традиция чаще всего ассоциируется с кочевниками евразийской степи .

Старейшая чаша-череп прямо датирована 14700 годом до настоящего времени (12750 год до н. э.) и происходит из , Сомерсет , Англия . Чаши-черепа отличаются от обычных остатков черепа наличием следов от порезов при удалении плоти и следов обработки для получения ровного края .

Азия

Старейшие упоминания о чашах из черепа в китайских летописях относятся к концу периода Вёсен и Осеней , когда победители в 453 году до н. э. сделали винный кубок из черепа врага.

Позже « Исторические записки » сообщают об этой практике у древних хунну на территории современной Монголии . Лаошан , сын вождя хунну Модэ , убил царя юэчжи около 162 г. до н. э. и в соответствии с традицией сделал из его черепа кубок. В биографии дипломата Чжана Цяня , описанной в « Ханьшу » , упоминается, что этот кубок использовали при заключения хунну договора с двумя ханьскими послами во время правления императора Юань-ди (49-33 до н. э.). Для скрепления соглашения китайские послы вместе с вождями выпили кровь из чаши-черепа.

В 1510 году Шах Исмаил I разгромил и убил Мухаммеда Шейбани , основателя Шейбанидского государства на территории современного Узбекистана . Шах приказал расчленить тело Шейбани и отправить части по регионам государства для демонстрации, из черепа сделали кубок, покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями.

В Японии знаменитый военачальник Ода Нобунага в начале 1570-х предпринял ряд походов против кланов Адзаи и Асакуры. После побед при осаде замков и в 1573 году он взял с собой головы Адзаи Нагамасы , его отца и Асакуры Ёсикагэ , чтобы выставить их на обозрение, а затем из них были изготовлены чаши для саке . В отличие от глубоких чаш в других культурах, японские черепа-чаши мелкие и похожи на блюдца. Они вырезаются из верхушки черепа, полируются и покрываются сусальным золотом . Готовые чаши устанавливают в отверстие черепа, из которого их вырезали, вогнутой стороной вверх. Нобунага показывал черепа своим вассалам и пил саке из чаш, чтобы показать судьбу тех, кто идёт против него или предаёт . Все три черепа, вероятно, были утеряны после разрушения замка Адзути в 1582 году.

В Индии и Тибете чаши из черепа известны под названием капала , и используются в буддийских тантрических и индуистских тантрических ритуалах. У них череп не принадлежит врагу, вообще, личность владельца черепа не имеет значения, так как ритуальная чистота смерти освобождает человеческую душу от её телесной формы. Индуистские божества, такие как Кали , иногда изображаются держащими капалу полную человеческой крови. Сохранилось много резных и искусно отделанных драгоценными металлами и камнями капал, в основном в Тибете.

В Юго-Восточной Азии даяки были известны изготовлением из черепов искусно высеченных чаш .

Америка

В доколумбовой Южной Америке у некоторых был засвидетельствован обычай пить из черепов врагов, считалось, что таким образом пьющий впитает достоинства врага .

Африка

Народы фанг из Габона и некоторые племена Камеруна предавались ритуальным возлияниям из чаш-черепов .

Король Нсангу пил из черепа своего врага, короля Нге Нкена. Чаша хранилась в королевской сокровищнице Фумбана и была установлена на подставке, а также увенчана полой антропоморфной статуэткой, образующей горлышко .

Европа

Пир болгарского хана Крума Грозного. Слуга (справа) приносит наполненный вином кубок из черепа императора Никифора.
«Космография» Себастьяна Мюнстера (Базель, 1550), стр. 193 повествует о лангобардах, на рисунке — кубок из черепа

Древние человеческие останки эпохи позднего палеолита , найденные в в Англии, доказывают, что мадленцы использовали чаши из человеческих черепов . По мнению некоторых исследователей, эта практика могла быть частью своего рода похоронной церемонии, в которой живые присваивают тело умершего, съедая его и выпивая из его черепа .

В Истории Геродота и Географии Страбона о скифах сказано, что те убивали своих врагов и делали из их черепов кубки

65. Тако­вы воен­ные обы­чаи ски­фов. С голо­ва­ми же вра­гов (но не всех, а толь­ко самых лютых) они посту­па­ют так. Сна­ча­ла отпи­ли­ва­ют чере­па до бро­вей и вычи­ща­ют. Бед­няк обтя­ги­ва­ет череп толь­ко сна­ру­жи сыро­мят­ной воло­вьей кожей и в таком виде поль­зу­ет­ся им. Бога­тые же люди спер­ва обтя­ги­ва­ют череп сна­ру­жи сыро­мят­ной кожей, а затем еще покры­ва­ют внут­ри позо­ло­той и употреб­ля­ют вме­сто чаши. Так ски­фы посту­па­ют даже с чере­па­ми сво­их род­ст­вен­ни­ков (если поссо­рят­ся с ними и когда перед судом царя один одер­жит верх над дру­гим). При посе­ще­нии ува­жае­мых гостей хозя­ин выстав­ля­ет такие чере­па и напо­ми­на­ет гостям, что эти род­ст­вен­ни­ки были его вра­га­ми и что он их одо­лел. Такой посту­пок у ски­фов счи­та­ет­ся доб­лест­ным дея­ни­ем.

Эдуар Шаванн , цитируя Тита Ливия , описывает церемониальное использование чаш-черепов у кельтского племени бойев в Европе в 216 году до нашей эры .

Павел Диакон в « » описывал, как лангобардский король Альбоин в 567 году разгромил заклятых врагов своего народа, гепидов , убил их короля Кунимуда и сделал из его черепа кубок, а его дочь взял в жены. Однажды на пиру он требует, чтобы Розамунда пила из этого кубка .

Хан Первого Болгарского царства Крум Грозный , как сообщают Феофан Исповедник , Иоанн Зонар , Манассиева летопись и другие источники, сделал украшенную драгоценными камнями чашу из черепа византийского императора Никифора I (811 год), которого убил в битве в Вырбишском ущелье .

Согласно « Повести временных лет », в 972 году печенежский хан Куря сделал чашу из черепа попавшего в засаду киевского и новгородского князя Святослава Игоревича . Хан с женой пили из чаши, веря, что силы и мужество князя перейдут к ним и их будущему сыну.

Георгий Акрополит пишет, что болгарский царь Калоян (ок. 1205) изготовил кубок из черепа императора Латинской империи Балдуина I Фландрийского .

Гвиберт Ножанский сообщает в своей истории крестовых походов, что кубок также был сделан из черепа казнённого турками в 1108 году Жерве де Базоша .

По свидетельству монаха-путешественника Юлиана Венгерского , мордва в XIII веке все ещё сохраняла обычай изготовления кубков из черепов врагов .

По легенде, в 1718 году пират Чёрная Борода был убит и обезглавлен, из его черепа был сделан кубок.

В XIX веке английский поэт лорд Байрон использовал для питья череп, найденный его садовником в Ньюстедском аббатстве . По словам лорда Байрона,

Садовник, копая в саду, наткнулся на череп, который, вероятно, принадлежал какому-нибудь веселому монаху или брату из аббатства, примерно в те времена, когда его распустили . Он был огромных размеров, в идеальной сохранности, и меня охватила странная фантазия сделать из черепа кубок. Я отправил его в город, и позже он вернулся ко мне отлично отполированным, крапчатого цвета, как панцирь черепахи.

Байрон даже написал мрачное, остроумное стихотворение о питии «Надпись на чаше из черепа». Как Байрон вспоминал Томасу Медвину, члены Ордена черепа, который Байрон основал в Ньюстеде, «подражая древним готам », передавали по кругу наполненный кларетом кубок из черепа, и «много мрачных шуток было отпущено на его счёт» .

В конце XIX века в Уэльсе череп святого Тейло использовался как потир для питья воды из посвященного ему фонтана во время ритуалов исцеления .

В мифологии

В « Эдде », в « » и в «Лебединой песне Рагнара Лодброка » герои пьют пиво из черепов своих врагов.

Примечания

  1. Bello, Silvia M.; Simon A. Parfitt; Chris B. Stringer (February 2011). Petraglia, Michael (ed.). . PLOS ONE . Public Library of Science. 6 (2): e17026. Bibcode : . doi : . PMC . PMID . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (не помеченный открытым DOI) ( ссылка )
  2. (web video). BBC. 2011-02-16. из оригинала 13 сентября 2014 . Дата обращения: 1 апреля 2021 .
  3. Sima Qian : 趙襄子最怨智伯,漆其頭以為飲器。
  4. 123.
  5. Han shu , 94B, p. 3a; Yu Yingshi, Trade and Expansion in Han China , 1967:218.
  6. Weston, Mark. . — Kodansha International, 1999. — P. .
  7. Kuwata, Tadachika. 信長公記 : [] . — Tokyo : Shinjinbutsu, 1997. — ISBN 4-404-02493-2 .
  8. Le crâne: objet de culte , Musée Cantini, Marielle Latour, Danièle Giraudy, Evelyne Lehalle (1972), p. 30.
  9. , Le monde précolombien des Andes , Hachette, 1972, P. .
  10. Bulletins et mémoires , 1947, p. 127.
  11. Le crâne: objet de culte , p. 46.
  12. Bernadette Arnaud, от 11 июня 2016 на Wayback Machine , , 24 апреля 2015.
  13. от 1 июня 2016 на Wayback Machine на сайте Hominidés.com
  14. Геродот. Книга IV. Мельпомена. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский.
  15. Chavannes, Edouard. . — Vol. 5. — P. 185–186. от 28 февраля 2011 на Wayback Machine
  16. . translator: . Philadelphia : University of Pennsylvania Press (1907).
  17. Guibert de Nogent , Histoire des Croisades , L. VIII, от 26 марта 2013 на Wayback Machine .
  18. Frère Richard, от 23 октября 2021 на Wayback Machine ( De facto Ungariae Magnae )
  19. Newstead, 1808
  20. Thomas, Medwin. Conversations of Lord Byron: noted during a residence with his lordship. — 1824. — P. 70f.
  21. Mythologie française : bulletin de la Société de mythologie française , Numéros 209 à 210, La Société, 2002, p. 4.

Дополнительная литература

  • Balfour, Henry (1897). . The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland . The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, Vol. 26. 26 (26): 340—357. doi : . JSTOR .
  • Marielle Latour, Danièle Giraudy, Evelyne Lehalle, Le crâne : objet de culte , Musée Cantini, 1972.
Источник —

Same as Чаша из черепа