Interested Article - Никиш, Артур

А́ртур Ни́киш ( венг. Nikisch Artúr ; 12 октября 1855 , , Венгрия 23 января 1922 , Лейпциг ) — немецкий дирижёр австро-венгерского происхождения, один из основоположников современной школы дирижирования.

Биография

Артур Никиш родился в семье отца- чеха и матери- венгерки . Проявив в раннем возрасте хорошие музыкальные способности, он обучался сначала частным образом, а затем в Венской консерватории по классам скрипки у Йозефа Хельмесбергера и композиции — у Дессофа . Никиш также достиг большого мастерства в игре на фортепиано и неоднократно получал различные награды за собственные сочинения, но основным его инструментом стала скрипка. Был скрипачом оркестра Придворной оперы , а с 1874 года, после окончания консерватории, скрипачом Придворной капеллы, — оркестров, которыми в разное время дирижировали Иоганнес Брамс , Ференц Лист , Джузеппе Верди , Иоганн Хербек и другие известные музыканты. Никиш принимал участие в первом исполнении Второй симфонии Антона Брукнера под управлением автора; в 1872 году в Байройте участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена в связи с началом строительства Байройтского театра , дирижировал оркестром Рихард Вагнер .

В 1878 году Никиш получил место второго дирижёра в Лейпцигском театре , а год спустя стал его главным дирижёром . С этого времени началась дирижёрская карьера Никиша, принесшая ему мировую славу. В 1884 году состоялась премьера Симфонии № 7 Антона Брукнера с Лейпцигским оркестром Гевандхауса . В 1889 году он возглавил Бостонский симфонический оркестр и дал многочисленные концерты в США. Новые и свободные интерпретации Никишем известных произведений (в частности, Пятой симфонии Бетховена ) вызывали бурю противоречивых отзывов среди критиков и усиливали интерес к нему публики. В 1893 году он стал музыкальным директором Будапештской оперы, а через два года почти одновременно получил приглашения на пост главного дирижёра Лейпцигского Гевандхауз-оркестра и Берлинского филармонического оркестра . Никиш принял оба приглашения, позднее также возглавив Филармонические концерты в Гамбурге , и оставался на этих постах до конца жизни.

С Берлинским филармоническим оркестром Никиш объездил почти всю Европу, гастролировал в Москве . Как приглашённый дирижёр он работал также с амстердамским оркестром Концертгебау и Венским филармоническим оркестром . С 1904 по 1914 год Никиш часто вставал за пульт Лондонского филармонического оркестра, с которым в 1912 году совершил концертное турне по Америке. Работая в театре « Ковент-Гарден », Никиш осуществил ряд постановок, в том числе « Кольцо Нибелунга » Вагнера в 1913 году . Помимо дирижёрской деятельности, он был директором Лейпцигской оперы (в 1905—1906 годах) и Лейпцигской консерватории , где также преподавал дирижирование. Артур Никиш был знаком с музыкантами Беляевского кружка и посещал знаменитые «Беляевские Пятницы» в Санкт-Петербурге.

Творчество

Внешние аудиофайлы

Никиш — один из наиболее известных и влиятельных дирижёров своего времени. Он прославился как выдающийся интерпретатор музыки романтизма — сочинений Шумана , Брамса , Брукнера , Чайковского , Вагнера , а также Бетховена . Именно после исполнения Никишем Седьмой симфонии Брукнера имя композитора получило широкую известность, а в 1888 году он триумфально исполнил в Петербурге Пятую симфонию Чайковского, хотя её премьера под управлением автора за некоторое время до того была принята публикой весьма прохладно. Сам Чайковский, слушавший Никиша за год до этого, писал о нём:

Артур Никиш на портрете Антона Кламрота ( 1896 )

Господин Никиш спокоен и свободен от излишних движений, хладнокровен и в то же время очень строг. Кажется, что он не дирижирует, а производит какие-то магические пассы. Он не пытается привлечь к себе внимания, но чувствуется, что большой оркестр, подобно инструменту в руках умелого мастера, полностью подчиняется своему руководителю

По свидетельствам современников, Никиш всегда требовал от оркестрантов безукоризненного звучания и обладал очень гибким чувством темпа. Его искусство повлияло на последующие поколения дирижёров, в том числе на Вильгельма Фуртвенглера , возглавившего Лейпцигский и Берлинский оркестры после смерти Никиша, и Адриана Боулта . Никиш поддерживал современных ему композиторов — Густава Малера , Макса Регера , Рихарда Штрауса , часто исполняя в концертах их произведения.

Собственные сочинения Никиша по большей части вышли из репертуара.

Никиш был женат на певице Амели Хойснер, их сын Митя (1899—1936) был известным пианистом.

В литературе

Артур Никиш упоминается в стихотворении В. Маяковского «Плюшкин. Послеоктябрьский скопидом обстраивает стол и дом» (1928) . В стихотворении высмеивается бухгалтер, который «в жадности и в алчи укупил двенадцать гроссов дирижёрских палочек». Автор обращается к нему со словами: «Что же вам в концертном гвалте? Вы ж не Никиш, а бухгалтер».

Примечания

  1. Marion Brück: от 17 апреля 2012 на Wayback Machine In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 19, Duncker & Humblot, Berlin 1999, S. 257
  2. Galkin, Elliott. . — Pendragon Press, 1988. — 639 с. — ISBN 0-918728-44-4 .
  3. (нем.) . LVZ - Leipziger Volkszeitung . Дата обращения: 4 августа 2020. 10 августа 2020 года.
  4. Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. — М., Музгиз, 1953—1974
  5. Маяковский В. В. от 17 февраля 2020 на Wayback Machine (1928). // Владимир Маяковский. Собрание сочинений. Т. 7.

Литература

  • Marion Brück: In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 19, Duncker & Humblot, Berlin 1999, S. 257
  • U. Harten: In: Österreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950 (ÖBL). Band 7, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1978, ISBN 3-7001-0187-2 , S. 128.

Ссылки

Источник —

Same as Никиш, Артур