1912-17 гг. — музыкальный критик московских журналов «Маски», «Музыка», «Рампа и жизнь» (псевдоним
Е. Г.
);
1913 г. — Перевод Гунстом на немецкий язык книги С. Танеева о контрапункте у Моцарта. Он появляется в годовом отчёте консерватории Mozarteum в Зальцбурге;
1914 г., август — с началом Первой мировой войны Гунст работает помощником прокурора в военном окружном суде;
1915 г. — публикация книги «
Скрябин
и его творчество» — первая монография о жизни и творчестве композитора;
1921—1950 гг — постоянное проживание в
Париже
(с небольшими поездками в
Ниццу
);
1922—1923 гг. — зарабатывает на жизнь игрой на пианино в ресторанах, кафе и танцевальных клубах, а также уроками игры на фортепьяно;
1924 г. — Гунст — соучредитель
Русской консерватории в Париже
, в которой преподаёт все теоретические дисциплины. Помимо преподавания избирается председателем художественного совета и является кассиром.
1931 г. — «Русская консерватория в Париже» переходит под контроль лиц, связанных с
Русским музыкальным обществом
. «Вследствие политических расхождений во мнениях», Е. О. Гунст прекращает свою деятельность в Русской консерватории;
1932 г., 4 февраля — открытие Русской Нормальной консерватории (
Conservatoire Normal Russe
, она же:
Academie Russe de Musique à Paris
). Гунст — директор и преподаватель всех теоретических предметов;
1936 г. — Вследствие экономического кризиса
Conservatoire Normal Russe
закрывается по финансовым причинам. Гунст теряет своих частных учеников;
1947 г. — в обстановке бытовых неурядиц чета Гунстов пытается эмигрировать в США;
1950, 30 января — после четырёх месяцев тяжёлой болезни Е. О. Гунст умирает в своей квартире в
Париже
;
Весной 2010 г. в подвале Института музыковедения
Базельского университета
случайно были найдены 14 аккуратно связанных пакета. Содержимое пакетов оказалось личным архивом Е. О. Гунста. Его разбором занималась группа сотрудников и студентов Базельского университета во главе с Лайлей Цикграф
. По результатам изучения материалов архива Е. О. Гунста были организованы две выставки: первая выставка прошла в Базеле в июне-июле 2011 г. (
), вторая — в
Москве
под названием «Евгений Гунст. Находка, рассказывающая о жизни»
. Базельцы подготовили и издали 85-тистраничный буклет-брошюру с фотогалереей материалов архива и текстами подготовленными ими статей об отдельных аспектах жизни и деятельности Е. О. Гунста
.
Проведение выставок и частичная публикация сведений архива Е. О. Гунста значительно расширили научное представление об обстоятельствах жизни и музыкального творчества композитора.
Архив Е. О. Гунста был подготовлен вдовой композитора В. М. Гунст и передан
Жаку Гандшину
(нем.
Jacques Handschin
, урождённому
Якову Яковлевичу Гандшину
), на том момент директору Института музыковедения Базельского университета (
акт передачи подписан 29 апреля 1952 г.
). Мотивы Варвары Михайловны были очевидны: Яков Гандлин — уроженец Москвы (как и чета Гунстов), знал ценность материалов архива. Почему Гандшин не смог надёжно распорядиться судьбой архива Е. О. Гунста, осталось загадкой. Сам же Гандшин умирает через 3,5 года после получения архива. И архив Е. О. Гунста остался бесхозным в течение 55 лет.
Мемуары и публицистика
Исторические параллели.
K вопросу o восприятии творчества
A. Н. Скрябина
/ Евгений Гунст. — журнал «Маски», 1914, № 1;
Скрябин
и его творчество. / Евгений Гунст; С прил.: ориг. рис.
акад. Л. Пастернака
, 9 фотогр. снимков и 63 нот. Примеров. Обл. худож. Л. Оссовского. —
Москва
: тип. и цинкогр. т./д. «
Мысль
» (Н. П. Меснянкин и К°),
1915
. — 77 с.; 23 см;
Сценические образы
Шаляпина
/ Евгений Гунст.
В книге
: "Фёдор Иванович Шаляпин (Биография и сценические образы). —
Москва
: изд. журн. «Рампа и жизнь»,
1915
. — С. 54-81;
Ф. И. Шаляпин
— камерный певец / Евгений Гунст.
В книге
: "Фёдор Иванович Шаляпин (Биография и сценические образы). —
Москва
: изд. журн. «Рампа и жизнь»,
1915
. — С. 85-88;
Вечер.
Для низкого голоса
: b-e.2 / Слова
А. Апухтина
. —
Москва
: Музыкальный магазин «Симфония», ценз.
1901
. — 5 с.;
Весенняя ночь : Для среднего голоса с ф.-п.; d.1-es.2: Соч. 4, № 2 / Слова
А. Апухтина
. —
Москва
: «Симфония», ценз.
1901
. — 5 с.;
Современники об Е. О. Гунсте
Известный английский музыковед
Монтегю-Натан
писал в
1917 г.
в своей монографии «Современные русские композиторы»
:
«Мы находим блестящую плеяду молодых прогрессивных композиторов, отличающихся всесторонней культурой, но гораздо более близких к фортепиано, инструменту который они значительно обогатили литературой. Их предводитель (
doyen
), если можно так выразиться, Евгений Гунст, судя по фамилии немецкого происхождения. Он родился в Москве в 1877 году и изучал право в университете, прежде чем обратиться к музыкальной карьере»
«Евгений Оттович Гунст играл значительную роль в музыкальной жизни предреволюционной Москвы. Он был замечательным человеком. Его мягкое и чуткое обращение с музыкантами привлекало их в его дом, который постепенно превратился в музыкальный центр Москвы.
В то время Гунст жил в особняке в
Староконюшенном переулке
. Это был дом типичной московской семьи с традиционным образом жизни и великодушными гостеприимными хозяевами. В этом просторном особняке жила большая семья из нескольких поколений. Игрались свадьбы, рождались дети, и все продолжали жить в одном доме. Когда становилось тесно, добавлялся этаж или крыло, и поколение за поколением продолжало жить вместе в том же самом доме.»
—
Михаил Букиник
(1951 г.)
О быте композитора в послевоенном Париже:
«Посетителя, влезшего на восьмой этаж истино-пролетарского жилища Е. О., встречала всегда одинаковая картина: ласковый хозяин хилый здоровьем, редко выходящий из дому: за двумя столами работа над партитурами (жена его была ему бодрой, неизменной помощницей); кипы манускриптов, своих и чужих, за зелёной занавесочкой большого шкафа — драгоценное собрание умных книг по специальности; ступить негде — вся поверхность крошечной комнаты занята музыкой.»
Со скоростью света прямо к Солнцу, в Солнце…
Сборник публицистики и поэзии
. Посвящается 140-летию со дня рождения
А. Н. Скрябина
и 135-летию со дня рождения Е. О. Гунста / [авт.-сост. П. К. Рожнова, М. С. Чочия]. —
Москва
: У Никитских ворот,
2012
. — 123 с.; 20 см;
ISBN 978-5-91366-394-8
;
«Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. —
Basel
: Freiwillige Akademische Gesellschaft,
Leipzig
: Pögedruck, 2014;
» Анонс выставки c 10 сентября по 4 октября 2014;
Шмидт, Маттиас
. Евгений Оттович Гунст — Eugène Gounst — Eugen Gunst — Е. Favour.- Одна жизнь — множество биографий.
В книге
: «Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. С. 22-31;
Моосмюллер, Зильван
. Ключевые моменты жизни (Е. О. Гунста).
В книге
: «Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. —
Basel
: Freiwillige Akademische Gesellschaft,
Leipzig
: Pögedruck, 2014. С. 123-130;
Моосмюллер, Зильван
. Предварительный каталог сочинений. В книге: «Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. —
Basel
: Freiwillige Akademische Gesellschaft,
Leipzig
: Pögedruck, 2014. С. 131-142;
Шибли, Зигфрид
. Непреклонный. Попытка представить личность Евгения Гунстa.
В книге
: «Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. —
Basel
: Freiwillige Akademische Gesellschaft,
Leipzig
: Pögedruck, 2014. С. 143-148;
Кривцова Е. В.
Планеты и звёзды
Фёдора Акименко
: судьба "русского Дебюсси" в изгнании (
Опыт реконструкции биографии
) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына,
Москва
,
2014
(№ 5). С. 625, 639;
Пирожкова Ю.
.
Примечания
Автобиография Е. О. Гунста на нем. языке
. См. «Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. —
Basel
: Freiwillige Akademische Gesellschaft,
Leipzig
: Pögedruck, 2014. Стр. 55;
(неопр.)
. Дата обращения: 14 апреля 2020.
9 сентября 2014 года.
«Находка, рассказывающая о жизни, — композитор Евгений Гунст». Автор-составитель Лайла Цикграф. —
Basel
: Freiwillige Akademische Gesellschaft,
Leipzig
: Pögedruck, 2014;