Interested Article - Ниса (мифология)

Ниса ( др.-греч. Νύσα ) — гористая местность или гора в греческой мифологии . В этой местности воспитывался молодой бог Дионис , поэтому одним из его эпитетов был Нисей (Νύσαῖος) .

В честь неё назван крупный астероид (44) Ниса , открытый в 1857 году..

Нисейон

Гомер в « Илиаде » (VI, 132—133) упомянул место Нисейон (Νυσήϊον), где Диониса воспитали нимфы Нисеиды. В 26-м гомеровском гимне уточнено, что это произошло в долинах и «душистой пещере» (5-6). В 34-м гимне указано, что Нисейон — «гора высочайшая, заросшая лесом» (8). Потом её отождествили с Нисой .

Местоположения Нисы

Мозаика в доме Эона в Пафосе , на которой гиады Нисы собираются омывать молодого Диониса

В древности Нисе приписывали самые разные местоположения. В 34-м гомеровском гимне (9): «От Финикии вдали и вблизи от течений Египта » . Геродот поместил её в Эфиопии . Хотя поклонение Дионису пришло на материковую Грецию из Малой Азии , а правившие там тогда хетты называли себя «неси», Ниса с самого начала могла быть задумана некой отдалённой и мифической землёй, и различные локализации — просто условности. Её название также могли придумать для объяснения имени Диониса. Исихий Александрийский перечислил ещё такие местонахождения Нисы, предложенные древними авторами: Аравия , Вавилон , Эритрейское море ( Красное ), Фракия , Фессалия , Киликия , Индия , Ливия , Лидия , Македония , остров Наксос , район Пангайоса (мифического острова к югу от Аравии), Сирия . Евстафий Солунский называл ещё Кавказ и Беотию .

Арриан в « Анабасисе Александра » (V, 1-3) указал, что когда Александр Македонский в своём походе дошёл до современного Афганистана , то между реками Кофен и Инд нашёл город (Νῦσα). Его правитель возглавил посольство к Александру и рассказал легенду о его основании Дионисом во время успешного военного похода на индов, и потому просил пощадить город. По его словам, Дионис назвал город в честь своей кормилицы , а близлежащую гору — Мер (μηρός — «бедро»), потому что его выносил в своём бедре Зевс . Александр внял его увещеваниям и, отдохнув в городе и приняв 300 всадников из Нисы, продолжил поход. Арриан склонялся к мнению Эратосфена , который считал этот и аналогичные рассказы македонцев о свершениях греческих богов на Востоке лестью Александру и его завоеваниям. В связи с этой историей в новое время делались и другие сомнительные попытки отождествить мифическую Нису с реальными топонимами в том регионе и на Памире . А Уильям Джонс в конце XVIII века, сближая Диониса с Рамой , писал, что греки верили, будто Дионис родился на той горе Мер, то есть прославленной в санскритских поэмах мифической Меру .

Ниса персонифицирована в кормилице Диониса не только в рассказе Арриана — в эллинистический период многие одноимённые города, связанные с виноградарством, возводили своё название именно к кормилице . В иудейском городе Скифополис считали, что Ниса была в нём похоронена, и тоже провозгласили Диониса своим основателем . В связи с этим гора Нисейон появляется в « Деяниях Диониса » Нонна Панополитанского в рассказе о борьбе Диониса и Ликурга фракийского в Сирии (XXIX, 272) .

Нисейская равнина

Во 2-м гомеровском гимне на Нисейской равнине (Νύσιον πεδίον) Аид похитил дочь Деметры Кору, где она играла и собирала цветы. По воле Зевса там рос удивительный нарцисс , и когда Кора наклонилась за ним, земля разверзлась, и оттуда выехал Аид на колеснице. Он схватил её и унёс в подземный мир, сделав своей женой Персефоной .

У Аполлония Родосского в « Аргонавтике » (II, 1203—1208) на этой кавказской равнине Зевс победил Тифона , который утонул там в (Аполлоний, наверное, знал, что оно находится в Египте, но вставил в стих, вероятно, из-за близкого звучания названий Кавказа и расположенной рядом с болотом горы со святилищем Зевса ).

Примечания

  1. P. Turner, C. R. Coulter, Dictionary of Ancient Deities. Oxford University Press, 2001, .
  2. Otto Höfer: Nisaios. In: W. H. Roscher (Hrsg.): Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Band 3,1, Leipzig 1897—1902, Sp. 568.
  3. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 19. — ISBN 3-540-00238-3 .
  4. Richard Wagner: Niseïdes. In: W. H. Roscher (Hrsg.): Ausführliches Lexikon… Band 3,1, Sp. 568.
  5. Перевод В. В. Вересаева .
  6. Геродот. История , II, 146.
  7. Евстафий Солунский. Комментарий к «Илиаде», 6, 33
  8. Richard Talbert, ed. Barrington Atlas of the Greek and Roman World. Princeton University Press, 2000, p. 6.
  9. W. Jones, Dissertation on the gods of Greece, Italy, and India . Asiatic Researches, vol. I (1786), p. 259.
  10. Bacchus // The Edinburgh Encyclopædia conducted by David Brewster, vol. XV, part 2. 1822.
  11. Диодор Сицилийский , III, 69.
  12. Стефан Византийский , Νῦσαι
  13. (L. S.). Nysa // Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology , ed. by Smith, William . Volume II. London, 1846, .
  14. Плиний Старший . Естественная история , V, 74.
  15. : Nysa 1). In: Paulys Realencyclopadie. Band XVII,2, Sp. 1628.
  16. R. Barkay, Dionysiac Mythology on City-Coins of Nysa-Scythopolis . In: Proceedings of the XIth International Numismatic Congress (Brussels 1991), Bd. 1, 1993, S. 371—375.
  17. На основе фрагмента 127 Антимаха Колофонского .
  18. Etymologicum magnum , Δαμασκός.
  19. P. Chuvin: Mythologie et géographie dionysiaques. 1991, p. 254—271.
  20. Гомеровский гимн II (О Деметре), 5-19.
  21. Apollonios de Rhodes Argonautiques / Texte établi et commenté par Francis Vian et traduit par Emile Delage. T. I. Paris, 1976.
  22. Примечания // Аполлоний Родосский. Аргонавтика. — М.: Наука, 2001. — Литературные памятники.

Литература

Источник —

Same as Ниса (мифология)