Interested Article - Куркумас аш-Шабани

Сайф ад-Дин Куркумас аш-Шабани аз-Захири ан-Насири Ахрам Даг (казнён 1 декабря 1438 года) — военачальник и сановник мамлюкского султана аль-Ашрафа Барсбея . Главный камергер ( хаджиб аль-худжаб ) Мамлюкского султаната в 1426—1434 годах, наиб Халеба в 1434—1435 годах, претендент на мамлюкский престол в 1438 году. Казнён за мятеж против аз-Захира Джакмака , захватившего власть после смерти султана Барсбея.

Военно-политическая биография

Мамлюкские всадники. Гравюра, начало XVI века. Даниэль Хопфер Старший

Происхождение эмира Сайф ад-Дина Куркумаса аш-Шабани аз-Захири ан-Насири по прозвищу Ахрам Даг неизвестно, однако, вероятно, родился он в конце 1380-х годов где-то на Кавказе . Его имя — Куркумас — является арабизированной версией тюркского имени Куркмас (или Коркмас , или Коркмаз ), которое можно перевести как «Бесстрашный», а прозвище Ахрам Даг («Гора Пирамид»), согласно Ибн Тагриберди , Куркумас получил за своё высокомерие и надменность. В 1390-х годах он был куплен на невольничьем рынке Каира мамлюкским султаном аз-Захиром Баркуком (ум. 1399) и зачислен в личную свиту султана ( хассакийя — «всадники» ). При сыне Баркука, султане ан-Насире Фарадже , Куркумас был переведён в состав привилегированного корпуса «хранителей султанской чернильницы» ( давадарийя ), где служил и в период правления султана аль-Муайяда Шайха . Судя по всему, при ан-Насире Фарадже Куркумас начал приобретать некоторое влияние при дворе , поскольку, если верить , даже получил в жёны дочь султана Фараджа. В 1421 году при новом султане Куркумас, которому было уже за тридцать, наконец приобрел статус сановника и стабильный доход при каирском дворе .

Пришедший к власти в 1422 году султан аль-Ашраф Барсбей вскоре назначил Куркумаса на более высокую правительственную должность первого исполнительного секретаря второго ранга («второго хранителя королевской чернильницы» — ад-давадар тани ), что наделило его существенными полномочиями при участии в отправлении правосудия (по свидетельству Ибн Тагриберди, он «выносил суждения среди людей», а у его дверей ожидали ординарцы ). В сентябре 1423 года Куркумас получил высокое воинское звание «эмир сотни» ( амир миа ) и в ноябре того же года был направлен во главе войск в Мекку с целью усиления власти султана Барсбея в Хиджазе . В течение двух лет, до ноября 1425 года, эмир Куркумас был фактическим правителем ( сахибом ) Мекки, представляя здесь интересы Барсбея и стремясь установить военный и политический контроль над Хиджазом, над влиятельной семьёй хасанидских шарифов Мекки и над потоками ресурсов, порождаемыми коммерческим оборотом в регионе Красного моря . В частности, в задачи Куркумаса входило содействие повышению роли порта Джидды в международной торговле в ущерб расулидскому Адену и другим портам региона . Именно эмир Куркумас заложил основы мамлюкского бюрократического аппарата в Хиджазе, главной целью которого было пополнение казны Барсбея доходами от взимания налогов и пошлин на территории Мекки и Джидды. В августе 1426 года Куркумас получил при каирском дворе высокую должность великого (или главного) камергера ( хаджиб кабир или хаджиб аль-худжаб ) , на которой он, если верить Ибн Хаджару , исполнял свои обязанности «с энергией и строгостью… [в этом качестве] был почитаем [всеми], благосклонно относился к юристам, с которыми общался [для консультации], и изучал книги религиозных знаний». Таким образом, эмир Куркумас занял высокопоставленное положение при дворе Барсбея, став высшим авторитетом после султана в области исполнения монаршего правосудия в общегосударственном масштабе .

О деятельности эмира Куркумаса в течение восьми лет нахождения в должности хаджиба аль-худжаба по поддержанию нравственного поведения горожан некоторые данные приводит аль-Макризи . По его свидетельству, в месяц мухаррам 832 года Хиджры (1428 год) эмир Куркумас, главный камергер, выследил «места разврата», «он вылил [много бочек] вина и сжёг много дурманящего гашиша » , затем разрушил эти «места разврата» и запретил людям собираться в них. Судя по всему, усиление борьбы за нравственность и соблюдение норм ислама , возглавленное хаджибом аль-худжабом , стало естественной реакцией на природные бедствия (заморозки, гибель посевов, малый подъём и быстрый спад Нила , засуха в Сирии), обрушившиеся на государство мамлюков в конце 1420-х годов .

Шлем султана Барсбея. Лувр

Помимо этого, находясь на должности хаджиба аль-худжаба , «эмир сотни» Сайф ад-Дин Куркумас также принял активное участие в двух военных кампаниях в Восточной Анатолии. Весной 1429 года Куркумас вместе с тремя другими старшими эмирами и четырьмястами мамлюками был направлен султаном на помощь анатолийскому городу Харпут , осажденному войсками Ак-Коюнлу . Ко времени их прибытия Харпут был уже свободен от осады, и Куркумас с эмирами и несколькими сирийскими наместниками воспользовались возможностью, чтобы захватить Эдессу , находившуюся под властью Ак-Коюнлу (взяв Эдессу, мамлюки подвергли её чудовищному разорению, совершив массу зверств в отношении горожан ). После этого до конца лета 1430 года Куркумас по приказу султана дислоцировался в пограничной крепости аль-Бира на берегу Евфрата . В 1433 году эмир Куркумас принял участие в амидском походе Барсбея, целью которого было взятие удерживаемого Ак-Коюнлу города Амида . В ходе этой кампании весь двор султана (включая нескольких летописцев) был доставлен в Халеб , после чего Барсбей в течение месяца безуспешно осаждал Амиду. Дело кончилось переговорами с предводителем Ак-Коюнлу и символическим признанием им сюзеренитета султана Барсбея, после чего армия султана поспешно вернулась в Халеб, а затем в Каир. Рассказывая о спешном и во многом беспорядочном отводе войск от Амиды, Ибн Тагриберди отмечал, что Куркумас на самом деле был «одним из тех, кто не знал, куда ушли их полки» и кому не оставалось ничего лучше, чем «устроить укрытие и спрятаться в его тени от солнца, потому что его полк со всеми его мамлюками и обозом ушёл [из Амиды] по [другому] маршруту, и было невозможно сказать, когда он вернётся к нему» .

В марте 1434 года он был назначен султаном Барсбеем на пост наиба («наместника») Халеба в Северной Сирии, где также активно включился в деятельность по отправлению правосудия и поддержанию нравственного с точки зрения ислама поведения горожан. По свидетельству Ибн Тагриберди, «Куркумас направился в Халеб и правил им в своей обычной манере. Там он также приобрел высокий статус и большое уважение. Он ввел всевозможные новые наказания для злодеев». Кроме того, будучи наибом Халеба, Куркумас принял участие минимум в трёх локальных кампаниях в Восточную Анатолию: в мае 1434 года — в походе на помощь Эдессе, осаждённой войсками Ак-Коюнлу, в декабре того же года — в походе на Мараш , находившийся под властью династии Дулгадиридов , а в апреле—июне 1435 года — в операции по захвату спорного города Кайсери . Большинство этих кампаний не достигли своих целей, в основном, по причинам, не зависящим от Куркумаса. Главным фактором, мешавшим реализации планов мамлюкского султана в Восточной Анатолии, было неожиданное усиление там в тот период давнего врага и соперника Барсбея в борьбе за престол, эмира Джанибака ас-Суфи (умер в 1437 году), пользовавшегося поддержкой Дулгадиридов. Нахождение Куркумаса в столь нестабильной и конфликтной политической обстановке Северной Сирии очень скоро серьезно осложнило его отношения с султаном Барсбеем, который начал сомневаться в его лояльности и подозревать Куркумаса в сотрудничестве с Джанибаком ас-Суфи и подготовке к мятежу. В сентябре 1435 года Куркумас получил приказ султана срочно явиться ко двору и поэтому поспешно вернулся в Каир, чтобы убедить султана в своей преданности. Быстрое прибытие Куркумаса ко двору показалось Барсбею достаточным доказательством его лояльности. Тем не менее, в октябре того же года Куркумас был освобожден от должности наиба Халеба и восстановлен при дворе в ранге «эмира оружия» ( амир силах ) .

В сентябре 1436 года султан направил амира силаха Куркумаса и амира ахура Джанима во главе войск в провинцию аль-Бухайра на западе Дельты Нила для подавления антиправительственных волнений, инициаторами которых стали племенной клан Баккар ибн Рахаб и оппозиционное султану объединение «Мухариб». Эмиры Куркумас и Джаним потратили два месяца на умиротворение провинции, после чего вернулись в Каир, привезя с собой отстранённого от должности наместника Нижнего Египта Мухаммада ибн Баккара ибн Рахаба, одного из пяти главных шейхов аль-Бухайры, который подчинился власти султана. В январе 1438 года Барсбей назначил Куркумаса командиром большого экспедиционного корпуса, в который входило не менее восьми старших эмиров каирского двора и несколько сирийских наместников, для проведения новой военной кампании против Ак-Коюнлу в Восточной Анатолии. Покинув Каир в апреле 1438 года, Куркумас во главе своих войск провёл несколько успешных операций против Ак-Коюнлу, результатом которых стало взятие Чемишгезека , Арапгира , Акшехира и успешная осада Эрзинджана , который в итоге сдался Куркумасу после мирных переговоров ( туркоманский правитель открыл городские ворота и был оставлен во главе города в качестве наместника султана Барсбея, затем горожане принесли султану клятву верности). Эта успешная карательная экспедиция, однако, была прервана, когда из Каира пришло известие о смерти султана Барсбея 6 июня 1438 года и о вступлении на престол его несовершеннолетнего сына . Эмир Куркумас и старшие эмиры из его корпуса поспешили вернуться в Каир, дабы обеспечить свои позиции при дворе в новых политических обстоятельствах .

Мятеж и казнь

Все сохранившиеся до наших дней свидетельства современников говорят о том, что к концу правления султана Барсбея эмир Куркумас считался одним из вероятных кандидатов на мамлюкский престол, что вполне соответствовало его личным политическим амбициям. В полной мере это проявилось в сентябре 1438 года, когда атабек Джакмак узурпировал престол, свергнув с него сына Барсбея, четырнадцатилетнего султана . Атабек являлся главным эмиром в мамлюкском войске, помимо прочего, обеспечивавшим эффективное взаимодействие между мамлюками и самим султаном, особенно в конфликтных ситуациях, периодически возникавших в войсках. Новый султан, взявший имя аз-Захир Джакмак (правил в 1438—1453 годах), рассчитывая на лояльность Куркумаса аш-Шабани, назначил его атабеком, однако тот решил использовать возникшее в войсках недовольство малыми суммами выплаченного вознаграждения для того, чтобы самому захватить власть в султанате. Куркумас пообещал войскам выплатить им вдвое больше — по двести динаров вместо ста, чем привлёк на свою сторону значительное количество рядовых мамлюков и младших эмиров покойного султана (мамлюков ашрафийя ). Тем не менее, верхушка мамлюкских войск осталась на стороне Джакмака. Поднятый Куркумасом мятеж закончился однодневным сражением, в котором поддержавшие его войска были разбиты, а сам он схвачен и отправлен в заточение в Александрию . Через некоторое время над Куркумасом состоялся суд, который приговорил его к смертной казни за измену султану аз-Захиру Джакмаку, и 1 декабря 1438 года, в понедельник, эмир Куркумас был обезглавлен .

Семья

Согласно , Куркумас был женат на дочери султана ан-Насира Фараджа , что повысило его положение до родственника семьи султана Баркука и по этой причине принесло симпатии бывших мамлюков Баркука. Кроме того, согласно свидетельствам аль-Айни и Ибн Хаджара , Куркумас был женат на дочери султана аль-Муайяда Шайха и от этого брака имел сына .

Характеристики современников

Придворные каирские историки, приводившие в своих трудах биографии и некрологи Сайф ад-Дина Куркумаса аш-Шабани уже после его мятежа и казни за измену султану аз-Захиру Джакмаку , ожидаемо акцентировали внимание на его предосудительных качествах, однако и они отмечали некоторые его заслуги и отдельные положительные черты его личности, хотя и, зачастую, кажется, только для того, чтобы тем ярче проиллюстрировать глубину его нравственного падения. Наиболее нейтральную характеристику Куркумаса оставил Ибн Хаджар , положительно оценивший его деятельность на посту главного камергера ( хаджиба аль-худжаба ) при дворе султана Барсбея, особенно в сфере отправления правосудия. Аль-Макризи в своей летописной хронике египетской истории писал о Куркумасе следующее: «Ему приписывали воздержание от запрещённых актов морального осквернения, а также знания, опыт, навыки верховой езды и храбрость. В конце концов, однако, он был испорчен своей гордостью и высокомерием, своим сверхбезрассудством и чрезмерным потаканием своим слабостям, а также презрением к людям, преувеличенными наказаниями и беспощадностью. Аллах Всевышний определенно обращался с ним на протяжении всего его испытания в манере, схожей с его собственными действиями» .

Ибн Тагриберди , ученик аль-Макризи, в своей династической хронике отмечал: «Куркумас был амиром, [проявившим] большое мужество, бесстрашие и знания в искусстве верховой езды, и у него были некоторые навыки сотрудничества… Но он также был несправедлив, деспотичен и напыщен. Несмотря на его храбрость и бесстрашие, он никогда не добивался больших успехов в бою из-за отсутствия координации между его ногами и руками: каждый раз, когда он вступал в бой, он переставал шевелить ногами, чтобы пришпорить свою лошадь из-за того, что был занят руками — это серьёзный недостаток для всадника… [Его прозвище] Ахрам Даг означает „Гора Пирамид“; его так назвали давным-давно за его высокомерие и надменность». В другом месте Ибн Тагриберди указывал, что Куркумас «проявил благочестие и добродетель», а также что он «изучал фикх и постиг некоторые научные вопросы». Ас-Сахави (ок. 1427—1497) добавил к характеристике Куркумаса, данной Ибн Тагриберди, что «из-за его высокомерия, надменности и недостатка дружелюбия простые люди приветствовали его пленение и гибель». Позднее (1416—1495) также отмечал, что Куркумас «воздерживался от содомии , вина и прелюбодеяния», однако был несправедлив к «простым людям, особенно к женщинам», «угнетал городское население», а после смерти его тело «долгое время оставалось лежать на земле, пока он не был похоронен, [будучи таким образом опозорен] после того, как [познал так много] величия и процветания». Наконец, согласно (1448—1524), неприязнь населения к Куркумасу можно было объяснить тем, что как «считалось, джинны служат ему для того, чтобы раскрывать факты воровства» .

Примечания

Комментарии

  1. Давадары при каирском дворе ведали перепиской султана .
  2. Согласно Льву Африканскому , амир миа возглавлял сотню мамлюков; эти эмиры всегда сопровождали султана при его конных выездах и во время военных действий .
  3. Аль-Макризи приводит рассказ о том, как в 1423–1424 годах некий купец Нахудха Ибрахим приплыл из индийского Каликута в Красное море и оказался недалеко от порта Янбу в Хиджазе. Куркумас в это время находился в Джидде и убедил Нахудху Ибрахима доставить свой груз из Янбу в Джидду .
  4. Должность хаджиб аль-худжаб — «главный камергер» или «старший дворецкий» — относилась к главным придворным должностям, наиболее часто упоминаемым в источниках. Наряду с определёнными судебными функциями, хаджиб аль-худжаб отвечал за ввод послов на приём к султану. Должность обычно занимали «эмиры сотни», у которых в качестве помощников были эмиры более низких рангов («эмиры сорока» и «эмиры десятка») .
  5. Сохранились сообщения о разрушении «мест разврата», вылитом вине («соке изюма») и сожжённом гашише в феврале и октябре 1428 года. Вылитое при этом вино образовало небольшое озеро, медленно просачивающееся в землю. Анонимный поэт грустно отозвался на это в скорбной элегии : «Они разлили вино по всей земле. Я не могу смириться с этим… Я хотел бы стать этой землёй» .
  6. Описывая разграбление Эдессы мамлюками в 1429 году, Ибн Хаджар отмечал, что «они совершили зверства», аль-Айни писал, что они вели себя «хуже, чем то, что сделали бы кафиры », аль-Макризи сравнил разорение Эдессы с «тем, как действовали военачальники Тимура , когда они взяли города Сирии». Стремясь оправдать султана Барсбея, Ибн Тагриберди отмечал: «...то, что эта чернь совершила, произошло не по воле султана, не по его приказу, не во время его присутствия; уже было объяснено, что сирийские наместники и старшие амиры вообще запретили им входить в цитадель [Эдессы], но они не смогли добиться этого из-за большого числа туркмен и арабов, которые присоединились к армии для грабежа» .
  7. Согласно Льву Африканскому , амир силах отвечал за оружие султана; этот эмир хранил оружие под замком в большом зале, в его подчинении находилось определённое количество мамлюков, которые чистили и заменяли оружие по его указанию .
  8. Согласно Льву Африканскому , амир ахур отвечал за поставку ко двору султана лошадей и верблюдов, а также снаряжения и фуража для них .

Источники

  1. , с. 340.
  2. , p. 154—156, 158, 160.
  3. , с. 109.
  4. , с. 339.
  5. , p. 167.
  6. , p. 156, 160, 163, 166—167.
  7. , с. 30.
  8. , p. 164.
  9. , с. 29—30.
  10. , p. 179.
  11. , p. 160, 168—169, 179—180.
  12. , p. 160—161, 164, 169.
  13. , p. 161, 167—170, 177.
  14. , p. 155—156, 161.
  15. , с. 22—23.
  16. , p. 155.
  17. , p. 156—157.
  18. , p. 157—159, 165.

Литература

Источник —

Same as Куркумас аш-Шабани