Interested Article - Ямада, Ёдзи

Ёдзи Ямада ( яп. 山田洋次 ямада ё:дзи ) (родился 13 сентября 1931 года в городе Осака , Япония ) — японский кинорежиссёр, известный миру по кинофильмам из серии «Мужчине живётся трудно» (48 эпизодов, снятых с 1969 по 1995 гг.) и самурайской трилогии (« Сумеречный самурай », 2002 ; « Скрытый клинок », 2004 ; « Любовь и честь », 2006 ), весьма популярной в начале 2000-х годов не только в Японии, но и по всему миру.

Биография

Ранние годы

Отец Хироцугу Ямады (таково настоящее имя кинорежиссёра ) работал на Южно-Маньчжурской железной дороге. Там, в Маньчжурии, и прошло детство будущего кинорежиссёра. После капитуляции Японии семья Ямады репатриировалась и поселилась в префектуре Ямагути (юго-запад острова Хонсю, Япония), где мальчик окончил школу. Молодому Ямаде пришлось с малых лет много трудиться для того, чтобы заработать деньги на обучение, сначала в средней школе, а затем и в университете . В 1954 году по завершении юридического факультета Токийского университета он примет участие в конкурсе, объявленном кинокомпанией «Сётику» для желающих попасть в штатные сотрудники компании. В тот год заявления подали около двух тысяч молодых людей, в их числе и Ямада. В ту пору молодому Ямаде жилось особенно тяжело, так как на его плечах было всё семейство, которое нужно было прокормить, а денег постоянно не хватало. Он, скромный и застенчивый, не прошёл с первого раза по конкурсу, однако после того как в тот год из «Сётику» ушло несколько молодых кинорежиссёров, по дополнительному набору Ямада наконец-то получит место в кинокомпании . В том же году испытания блестяще выдержал и будущий всемирно известный кинорежиссёр Нагиса Осима , который ещё будучи помощником режиссёра сразу же завоевал авторитет и уважение на студии, тогда как на Ямаду долгое время не обращали внимание. Осима всегда отличался характером и чувствовал уверенность в своих силах. Ямада постоянно терзался сомнениями, достаточно ли у него способностей, чтобы заниматься кинорежиссурой самостоятельно .

Карьера в кино

Из-за скромности, мягкости и нерешительности Ямаде дольше других пришлось задержаться в должности ассистента режиссёра. Поначалу он был ассистентом Юдзо Кавасимы — добротного профессионала, автора комедий из простонародной жизни. Несколько лет Ямада проработал с режиссёром Ёситаро Номурой . В содружестве с последним он написал пять сценариев. Эти сценарии создали ему хорошую репутацию, да и сам Номура дал ему неплохую рекомендацию, и в 1961 году Ямада дебютировал в кинорежиссуре фильмом «Незнакомец со второго этажа», длившемся всего лишь 56 минут. В этой комедии рассказывается о молодых супругах, взявших себе жильца, не слишком озабоченного квартплатой .

В следующей своей работе, в фильме «Солнце Ситамати» ( 1963 ) он непосредственно соприкоснулся с той средой и с теми характерами, которые в последующем станут объектом его постоянного творческого интереса. Первой исполнительницей популярной песенки «Солнце Ситамати», исполняемой в этом фильме, была молодая солистка ревю Тиэко Байсё , приглашённая Ямадой для исполнения главной роли в этом фильме, а впоследствии снимавшаяся в большинстве его работ. В этом фильме ощущается влияние древнего жанра японской литературы « ракуго », материалом для которого служили происшествия в увеселительных кварталах, героями их были куртизанки и посетители весёлых домов. Ямада внимательно изучил структуру и характер этих рассказов, его специфического юмора. Именно в мире «ракуго» нашёл Ямада своего героя. Совместно с актёром Хадзимэ Хана режиссёр создал «серию о дураках» — ряд фильмов, связанных единым героем («Круглый дурак», «Умеренный дурак», «Дурак, прибывший на танке»).

Ярко и талантливо Ямада проявил себя при постановке фильмов «Избегайте удачи» и « Милый бродяга » (оба — 1966 ), в которых, как и в фильмах серии «о дураках», в юмористической форме показаны проблемы, затрагивающие по-настоящему серьёзные вопросы бытия. Кинокритики Японии присудили этим кинолентам одну из высших своих наград — « Голубую ленту » (за 1966 и 1967 гг.) .

«Милый бродяга» стал той подготовительной работой, что предопределила появление многосерийного киносериала «Мужчине живётся трудно», насчитывающего до сего дня 50 фильмов. Толчком к созданию этого киносериала послужило телевидение, для которого Ямада стал писать сценарии ещё в 1961 году . В 1968 году Ямада создал для компании «Фудзи тэрэби» сценарий многосерийного сериала «Мужчине живётся трудно», главным персонажем которого являлся Тора-сан, Торадзиро Курума, — нелепый, добродушный чудак, всегда готовый прийти на помощь своим ближним. Торадзиро в исполнении Киёси Ацуми стал любимцем телеаудитории и после смерти героя в 26-й серии на ТВ пришло множество писем от возмущённых телезрителей. Именно после обвального количества писем телезрителей руководство кинокомпании «Сётику» решило продолжить жизнь героя уже на большом экране.

Ямада и не подозревал тогда, в 1969 году, что начинает одну из самых любимых, самых популярных серий японского кино. В свою очередь кинокомпания «Сётику», пережившая к тому времени очередной кризис в своей истории, не думала, что этот фильм окажется настолько успешным, что спасёт фирму от банкротства. Начав снимать продолжение фильма « Мужчине живётся трудно », режиссёр не представлял себе, что эта работа растянется на многие-многие годы. Поэтому он не пытался как-то по-особому назвать следующий фильм, а озаглавил его просто: « Мужчине живётся трудно. Продолжение » (1969). Третий и четвёртый фильмы о Тора-сане ставили соавторы Ямады по телесериалу, режиссёры Адзума Морисаки и Синъити Кобаяси. Но начиная с пятого фильма Ямада — единоличный автор всей серии, насчитывающей на данный момент 48 фильмов. Киносериал был прекращён в 1995 году после смерти исполнителя главной роли Киёси Ацуми . Серия «Мужчине живётся трудно» включена в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный киносериал в истории мирового кинематографа .

Укрепив свои позиции на «Сётику» этим популярным киносериалом, Ямада имеет возможность ставить и фильмы для души, скромные, малобюджетные работы в жанре «сёмин-гэки» (жанра японского кино, в котором на экране реалистически показана жизнь низших и средних слоёв общества, наиболее прославленные представители этого направления — режиссёры Ясудзиро Одзу и Хэйноскэ Госё ): « Семья » ( 1970 , премия «Голубая лента» за фильм, режиссуру и исполнение главных ролей актёрами Тиэко Байсё и Хисаси Игава, а также премии журнала «Кинэма Дзюмпо» и кинопремия « Майнити »), « Родина » ( 1972 , в прокате СССР — «Когда сжигаются корабли»), « Жёлтый платочек счастья » ( 1977 , 6 премий японской киноакадемии, в том числе за лучший фильм и режиссуру, 4 премии «Голубая лента», в том числе за лучший фильм и режиссуру, 6 премий журнала «Кинэма Дзюмпо», в том числе за лучший фильм, сценарий и режиссуру, 6 кинопремий «Майнити», в том числе за лучший фильм, сценарий и режиссуру), « Зов далёких гор » ( 1980 , в советском прокате — «Эхо далёких гор», — 4 премии японской киноакадемии, в том числе за лучший сценарий и специальный приз жюри МКФ в Монреале режиссёру Ёдзи Ямада).

В 2000-е годы у одного из старейших представителей японской кинорежиссуры Ёдзи Ямады возникает как бы второе дыхание, и он на удивление всем создаёт, будучи уже в преклонном возрасте, свои киношедевры, отмеченные печатью новизны и неподражаемого стиля. Это фильмы так называемой «самурайской трилогии»: « Сумеречный самурай », 2002 ; « Скрытый клинок », 2004 ; « Любовь и честь », 2006 , ставшие популярными как на фестивальных орбитах, так и в мировом кинопрокате.

В 2013 году, отдавая дань памяти коллеге и учителю, режиссёру стоявшему у истоков жанра «сёмин-гэки» Ясудзиро Одзу, Ямада снял фильм « Токийская семья », являющийся римейком шедевра Одзу « Токийская повесть » ( 1951 ).

Фильмография

Комментарии

  1. В советском кинопрокате фильм демонстрировался в чёрно-белом варианте с 7 августа 1972 года. Дублирован на к/ст «Мосфильм», 1972 г., р/у Госкино СССР № 2102/72 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1972 / август, стр. 26
  2. В советском кинопрокате фильм демонстрировался в чёрно-белом варианте с июня 1976 года под названием «Когда сжигаются корабли». Дублирован на к/ст им. М. Горького, 1975 г.р/у № 2272/75 (до 18 сентября 1982 года), опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Зарубежные художественные фильмы», В/О «Союзинформкино» Гл. упр. кинофикации и кинопроката Госкино СССР, М.-1980, С. 95
  3. В советском кинопрокате фильм демонстрировался с января 1981 года (с 6 марта в Ленинграде). Дублирован на к/ст им. М. Горького, 1980 г. Р/У № 2122/80 (до 7 апреля 1987 года), опубликовано: Аннотированный каталог фильмов, выпущенных в 1981 году. В/О «Союзинформкино» Госкино СССР, М. 1982, стр. 126-127.
  4. В советском кинопрокате фильм демонстрировался с 1 апреля 1982 года (премьера в Ленинграде). Дублирован на к/ст им. М. Горького, 1981 г. Р/У № 1902481, опубликовано: Аннотированный каталог фильмов, выпущенных в 1982 году. В/О «Союзинформкино» Госкино СССР, М. 1983, стр. 123.
  5. В советском кинопрокате фильм демонстрировался с 20 марта 1989 года. Дублирован на к/ст «Ленфильм», 1988 г. Р/У № 1811588 — опубликовано: "Аннотированный каталог фильмов 1 квартала 1989 года. В/О «Союзинформкино», Госкино СССР, М.-1989, стр. 30.
  6. В российском прокате фильм демонстрировался с 6 ноября 2003 года. Дистрибьюторы: « Кино без границ », «Пан Терра» ( данные сайта «КиноПоиск» )
  7. В российском прокате фильм демонстрировался с 26 января 2006 года. Дистрибьютор: «Кино без границ» ( данные сайта «КиноПоиск» )
  8. В российском прокате фильм демонстрировался с 5 июля 2007 года (ограниченный прокат — данные сайта «КиноПоиск» )
  9. В российском прокате фильм демонстрировался с 25 сентября 2008 года. Дистрибьютор: «Русский репортаж» ( данные сайта «КиноПоиск» )

Примечания

  1. Генс, Инна Юлиусовна . «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-Х ГГ.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 206—225).
  2. Акира Ивасаки . Штрихи к портрету Ёдзи Ямада. Искусство кино, 1974, № 5, стр. 149—153.
  3. от 28 января 2020 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)

Литература

  • «Кинословарь» / Под редакцией С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986—1987. — С. 520. — 640 с.
  • «Режиссёрская энциклопедия: Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки», НИИ киноискусства, Ветрова Т. Н. (отв.ред.), Материк -М., 2001, ISBN 5-85646-053-7 .
  • Ивасаки, Акира . «Штрихи к портрету Ёдзи Ямада» / Перевод с японского М. Доля; журнал Искусство кино, 1974, № 5, стр. 149—153.
  • Генс, Инна Юлиусовна . «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-х гг.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 206—225).

Ссылки

Источник —

Same as Ямада, Ёдзи