Interested Article - Дюмустье, Даниель

Дание́ль Дюмустье́ ( фр. Daniel Dumonstier , другие варианты написания имени: Daniel Dumoûtier, Daniel Dumoustier, Du Moustier ; родился 14 мая 1574 года, Париж , Франция — умер 22 июня 1646 года, там же, Франция ) — французский придворный художник-портретист Генриха IV , Людовика XIII и принца Гастона Орлеанского , создатель крупной коллекции произведений искусства и книг . Дюмустье воспринимался современниками как один из лучших рисовальщиков Европы .

Биография

Поэт Франсуа Малерб — самый близкий друг художника

Даниель Дюмустье, предположительно, мог являться сыном художника Косма II Дюмустье ( фр. Cosme II Dumonstier ) и внуком художника Жоффруа Дюмустье . Известно, что Даниель родился в 1574 году в Париже .

В 1602 году Даниэль Дюмустье женился на Женевьеве Балифр , чей отец был придворным музыкантом короля. В брачном договоре Дюмустье был назван « благородным человеком, придворным художником и камердинером короля » . Один из его ранних портретов — портрет Габриэль д'Эстре , в то время фаворитки Генриха IV . Среди близких друзей художника в это время — поэт Франсуа де Малерб .

В 1622 году Людовик XIII предоставил ему квартиру в Лувре ; именно в этих апартаментах в 1628 году умерла Женевьева Балифр. Она родила одиннадцать детей, семь из которых пережили смерть матери. В 1630 году художник женился второй раз на своей горничной, Франсуазе Эзек (её портрет художник зарисовал ещё в 1619 году): в этом браке у него было четверо детей .

Дом Дюмустье стал прообразом Салонов XVII—XVIII веков, где встречались писатели, философы, аристократы крови и светские острословы. При этом сам художник демонстративно держался запанибрата по отношению к представителям самых древних и богатых родов Франции. Он бравирует знанием итальянского и испанского языка. В актах крещения его детей как восприемники фигурируют аристократы .

После смерти Франсуазы Эзек в 1636 году Даниэль Дюмустье остался в Лувре, продолжая свою творческую деятельность и по-прежнему получая пенсии, которые ему платили ему король Людовик XIII и принц Гастон Орлеанский . Здесь художник и умер. Отпевание состоялось в пятницу, 22 июня 1646 года, в церкви Сен-Жермен-л'Осеруа .

Своей славой художник был обязан не только своим рисункам, но и яркой личности. Поэт-любитель (в стихах он подражал творчеству своего друга — поэта Франсуа Малерба), музыкант, знаток нескольких языков, он обладал необычайной памятью, был настроен скептически по отношению к религии и воспринимался современниками как развратник за его образ мышления и поведение. Его экстравагантные выходки, граничащие с грубостью и наглостью, становились предметом обсуждения в светском обществе .

Кабинет музыкальных редкостей ( фр. «son cabinet de curiosités» , как говорили современники) Даниеля Дюмустье быстро стал одним из самых известных в Париже, его посещали герцог Бекингем ; кардинал Франческо Барберини , племянник папы Урбана VIII ; кардинал Памфили, который позже стал папой Иннокентием Х . Его библиотека впоследствии стала частью библиотеки кардинала Мазарини .

Особенности творчества

Искусствоведы выделяют в творчестве художника три этапа .

  • До середины 1620-х годов художник работал в традиции XVI века. Рисунки этого периода отличаются точностью в передаче образа и внутренней силой. К этому периоду относятся портрет племянника Пьера Дюмустье-младшего (1606, Париж, Национальная библиотека) и Кончино Кончини , фаворита Марии Медичи (1624, Париж, Лувр) .
  • Со второй половины 20-х годов в его творчестве усилилось живописное начало, он стал по-новому применять пастель , накладывая её густым слоем на всю поверхность лица портретируемого, вместо линии он предпочитает красочные пятна. Рисунок, напротив, становится небрежным, напоминая эскиз . Происходит отход от реализма к салонности. Героем портретов художника стал человек светский, которому важно было не «быть» кем-либо, а лишь казаться таковым. Образцами этого периода признаны портрет Катрин де Поммерей и Мадлен де Креки . По свидетельству Таллемана де Рео сам художник говорил о своих аристократических моделях:

«Они настолько глупы, что думают, что они таковы, какими я их делаю, и мне за это лучше платят».

Gédéon Tallemant des Réaux. Les Historiettes. Mémoires pour servir à l’histoire du XVIIe siècle
  • В конце своей жизни Даниель Дюмустье был близок к будущим вождям Фронды . В отдельных портретах он снова достигает высот реализма , особенно когда изображает известных вольнодумцев (например, аббата Сен-Сирана , одного из лидеров янсенизма , 1644, Париж, Лувр) или близких людей (портрет Франсуазы Эзек, 1639, Париж, Национальная библиотека). Однако теперь художнику недостаёт глубины, герои монотонно позируют, напыщенны, их характеристики односторонни и обычно выражают отрицательное отношение к ним художника. Вместо раскрытия характера он предпочитает подчёркивать декоративные элементы изображения .

Нил Джефферс отмечает своеобразие техники художника. Он никогда не работал только пастелью. Каждый раз он использовал её в сочетании с другими техниками, преимущественно с цветными мелками .

Судьба творчества

При жизни художник пользовался славой «лучшего рисовальщика Европы» . Таллеман де Рео посвятил ему один из своих рассказов .

Затем творчество Дюмустье отошло в тень более ярких художников его эпохи. Интерес к работам и личности Даниеля Дюмустье возродился только в начале XXI века. Выставка, включающая все его работы, хранящиеся в Шантийи (тридцать), а также произведения из Национальной библиотеки Франции и Лувра, была организована в музее Конде в Шантийи с 15 марта по 15 июня 2006 года. Были выпущены два каталога работ художника

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (фр.) . Data Bibliothèque nationale de France. Дата обращения: 12 октября 2016. 3 мая 2016 года.
  3. Jeffares, Neil. (англ.) . Dictionary of pastellists before 1800. Online edition. Дата обращения: 12 октября 2016. 21 апреля 2017 года.
  4. , с. 3.
  5. (фр.) . Le Portrait de la Renaissance française. Дата обращения: 12 октября 2016. 5 марта 2016 года.
  6. , с. 2.
  7. , с. 1, 3.
  8. , с. 2—3.
  9. , с. 198.
  10. , с. 3—4.
  11. , с. 198—202.
  12. , с. 200.
  13. , с. 102.
  14. Mould, Philip. (англ.) . Historical Portraits Picture Archive. Дата обращения: 12 октября 2016. 12 октября 2016 года.
  15. , с. 200—201.
  16. , с. 16.
  17. , с. 98—103.

Литература

  • Tallemant des Réaux, Gédéon. // Les Historiettes. Mémoires pour servir à l’histoire du xviie siècle. — Paris: Alfonse Levavasseur Libraire, 1834. — Т. 3. — С. 98—103. — 447 с.
  • Мальцева И. Л. // Французский карандашный портрет XVI века. — М. : Искусство, 1978. — С. 198—205. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Lecœur, Daniel. . — Chantilly: musée Condé, 2006. — 16 с.

Ссылки

  • (англ.) . Art.co.uk. (11 февраля 2010). Дата обращения: 12 октября 2016.
Источник —

Same as Дюмустье, Даниель