Interested Article - Кордье, Бод

Бод Кордье́ ( фр. Baude Cordier , род. около 1380 года , Реймс , Франция — ум. около 1440 года , Дижон (?), герцогство Бургундское ) — французский композитор, органист и арфист при дворе герцогов Бургундских , представитель стиля Ars subtilior .

Биография

Композитор родился в Реймсе около 1380 года (по другой версии — до 1364 года ). Высказывалась принятая многими историками и музыковедами гипотеза, что Кордье — псевдоним или прозвище композитора («Арфист»), указывающее, что он был придворным музыкантом. Существует версия, которую поддерживают многие специалисты, что настоящее имя композитора — Бод Френель (Baude Fresnel), или Baude de Rains, что снова истолковывается как указание на город Реймс . Он был нанят в свиту бургундского герцога Филиппа II Смелого 10 января 1384 года . Когда герцог отправился в Авиньон и Милан в 1395 году , то Бод Френель путешествовал вместе с ним. Френель женился в 1395 году , но умер в 1397 или в 1398 году . Тем не менее вопрос о тождестве этих двух лиц не решён окончательно. Затрудняет его, в частности, то, что нотационные методы, используемые в Кодексе Шантийи , не встречаются раньше 1400 года (а в соответствии с документами Бод Френель умер не позднее 1398 года ). Музыка в Кодексе Шантийи так однозначно связана с конструктивными особенностями нотного текста, что только композитор мог быть автором этого варианта записи .

Творчество

«Belle, Bonne, Sage» — реконструкция нотного текста XV века

Боду Кордье приписывается авторство одиннадцати дошедших до нас композиций, относящихся к XIV веку , но он известен в первую очередь как автор двух рондо́ , входящих в Кодекс Шантийи (Codex Chantilly, F-CH MS 564, Франция, конец XIV века ): «Belle, bonne, sage» и «Tout par compas suy composés». Необычна форма нотного текста этих произведений — первое изображено в форме сердца (отдельные нотные знаки выведены красным цветом), а второе — в форме круга. Форма записи первого отражает содержание сочинения — оно посвящено пылкому выражению любви. Второе произведение представляет собой круговой канон , предназначенный для безостановочного повтора (на это указывает и его название — «Я весь скомпонован циркулем») . В тексте второго из них указано, что его композитор родился в Реймсе . Саму необычную форму нотной записи считают ранним проявлением маньеризма . В сочинениях Бода Кордье заметны итальянские заимствования: каденции , имитационные начала, пластичность мелодии . На основе этих особенностей его творчества высказывается предположение, что он некоторое время работал в Италии , в частности, в Риме .

Другие сочинения Кордье находятся в двух рукописях. Семь его рондо хранятся в рукописи в Оксфорде (Bodleian Library, MS Canonici Miscellaneous 213). Ещё одно рондо, приписываемое композитору («Se cuer d’amant par soy humilier») и Gloria in excelsis Deo (вероятно, фрагмент несохранившейся до нашего времени мессы ) находятся в Болонье (Civico Museo Bibliografico Musicale, Ms Q 15). Из дошедших до нас рукописей ясно, что, кем бы он ни был в действительности, Кордье был талантливым композитором и оригинально мыслящим человеком. Принято относить его творчество к Ars subtilior («утончённое искусство», то есть стиль особенно изысканной техники сочинения). В историографии этот стиль рассматривается как переходный период от средневековой музыки к ренессансной .

Сочинения

«Belle, Bonne, Sage» — инструментальная версия

Полный список сохранившихся произведений композитора :

  • Amans ames secretement. (рондо)
  • Belle, bonne, sage (рондо)
  • Ce jour de l’an que maint doist estrenier (рондо)
  • Dame excellent ou sont bonte (баллада)
  • Gloria in excelsis Deo
  • Je suy celuy qui veul toudis servir (рондо)
  • Pour le deffault du noble dieu bachus (рондо)
  • Que vaut avoir qui ne vit liement (рондо)
  • Se cuer d’amant par soy humilier (рондо)
  • Tant ay de plaisir et de desplaisance (рондо)
  • Tout par compas (рондо)

Галерея

Издания сочинений

  • Early Fifteenth Century Music, edited by Gilbert Reaney, [n.p.]: American Institute of Musicology, 1955 ( Corpus Mensurabilis Musicae . 11/I).
  • French Secular Music. Manuscript Chantilly. Musée Condé 564. Second Part, edited by Gordon K. Greene. Monaco: Editions de L’Oiseau-Lyre, 1982 (Polyphonic Music of the Fourteenth Century. XVIII).
  • French Sacred Music, edited by Giulio Cattin and Francesco Facchin. Monaco: Editions de l’Oiseau Lyre, 1992 (Polyphonic Music of the Fourteenth Century. Vol. XXIIII A).

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #134021436 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Wright, Craig. Tapissier and Cordier: New Documents and Conjectures. Quarterly. The Musical. 59, no. 2 (April 1973). С. 177-89. References on 179-80, 186-89; Reaney, Gilbert. Cordier, Baude. The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. London. 1980. 20 vol. ISBN 1-56159-174-2 .
  3. Reaney, Gilbert. Cordier, Baude. The New Grove, IV (1980). С. 767—768.
  4. Besseler, Heinrich. Cordier, Baude. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. II (1952). pp. 1665—1668.
  5. Дата обращения: 14 апреля 2015. 15 июля 2015 года.
  6. Bergsagel, John. Cordier’s Circular Canon. The Musical Times. 113. No. 1558 (Dec. 1972), pp. 1175—1177.
  7. Дата обращения: 14 апреля 2015. 6 апреля 2015 года.
  8. Parrish, Carl. The Notation of Medieval Music. W. W. Norton, 1957.
  9. Дата обращения: 14 апреля 2015. 15 июля 2015 года.
  10. Дата обращения: 14 апреля 2015. 19 апреля 2015 года.

Литература

  • Besseler, Heinrich. Cordier, Baude. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. II (1952). pp. 1665—1668.
  • Kibler, William W. Medieval France: An Encyclopedia. С. 499.
  • Brothers, Thomas David. Chromatic beauty in the late medieval chanson (an interpretation of manuscript accidentals). Cambridge University Press, 1997. С. 139.
  • Reaney, Gilbert. Cordier, Baude. The New Grove, IV (1980). С. 767—768.
  • Wright, Craig. Music and Ceremony at Notre Dame of Paris. 500—1550. С. 149.

Ссылки

Источник —

Same as Кордье, Бод