Interested Article - Витторе Карпаччо

Витторе Карпаччо ( итал. Vittore Carpaccio ; 1465 , предп. Венеция 1526 или не ранее 1525 и не позднее 1526 , Венеция ) — итальянский живописец Раннего Возрождения , представитель венецианской школы . Витторе Карпаччо родился, как предполагают, в Италии, но точные место и дата его рождения неизвестны. Сначала он работает в манере Виварини , но, став учеником Джентиле Беллини , быстро усваивает и развивает его стиль.

Сон св. Урсулы . 1495. Галерея Академии . Венеция

Венеция всегда была самой независимой из всех итальянских городов . Её исключительное географическое положение на островах, в точке пересечения многих караванных путей определило и своеобразие исторического развития города, и особенное политическое устройство, и экономическую свободу. Здесь сошлись традиции восточнохристианской духовности, изощрённой умозрительности ислама и языческого жизнелюбия античности .

Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Но для венецианца живопись в первую очередь служила прославлению родного города, воспеванию его красоты. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город — сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают… Не подобен ли он созданию кисти?». Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. На их картинах возникает Венеция, её архитектура, её жители… У Джованни , младшего в семье, появляется впервые та золотистая светоносность красок, которая стала главным признаком венецианского колорита. Но творчество Витторе Карпаччо связано, в первую очередь, с именем старшего брата — Джентиле , автора специфических жанровых картин.

Картинография

Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для « » (1490—1495, Венеция, Галерея Академии ). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы . Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского . На обратном пути они заехали в Кёльн , который в это время подвергся нападению гуннов . Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.

Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Действие персонажей он переносит в Венецию. Мы видим море, освещённое золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы , барки, лодки. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. Набережные и площади заполнены пёстрой толпой, в которой даже не всегда можно выделить главных героев повествования. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Всё его занимает: и многообразная жизнь города, и детали архитектурного убранства, и одежды. А то, вдруг, его глаз останавливается на странной фигуре, безобразно одетой, одинокой — это старуха нищенка, всеми брошенное несчастное существо. Но художник уже движется дальше, уводя наш взгляд в глубину пейзажа , подёрнутого голубоватой дымкой. Поражают и наблюдательность, и фантазия, и мастерство художника во владении кистью. Отметим, что эти огромные картины — один из первых опытов Карпаччо в технике масляной живописи , до этого он писал темперой .

В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для Скуолы ди Сан-Джорджо дельи Скьявони цикл картин из жизни святых Георгия , Иеронима и Трифона . Со свойственной ему естественностью и непринуждённостью Карпаччо ведёт свой рассказ, средствами живописи достигая совершенно особого впечатления жизненности. В этом смысле замечательна картина « Видение св. Августина ». На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика ), комната учёного. Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём , на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан . Карпаччо изобразил св. Августина с отсылкой к иконографии св. Иеронима. Очень натурально передано движение святого, который писал, но остановился, услышав голос, принадлежащий Иерониму, сообщающему о своей смерти.

В 1504—1508 годах Карпаччо вместе с учениками создает цикл « История Марии » для Скуола дельи Альбанези. В настоящее время полотна цикла разделены между Академией Каррара в Бергамо , Пинакотекой Брера в Милане и Ка-д’Оро в Венеции .

У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Это « Две венецианки » (Венеция, Музей Коррер ). Застылость поз и выражений лиц компенсируется здесь почти этнографической точностью в изображении одежд, особенностей быта, окружающей обстановки.

Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — « Молодой рыцарь на фоне пейзажа » из собрания Музея Тиссена-Борнемисы . Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца — столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. И всё же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин; природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом. Гораздо больше его привлекала городская жизнь и место человека в ней — по современным понятиям, художник был .

К середине 1510-х годов мастерская Карпаччо разрослась и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере, которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм . Ведь уже совершенно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан . Всё это, видимо, осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились.

Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия , в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого « кватроченто », великолепный живописец, певец Венеции.

В честь живописца названо блюдо , изобретённое в 1950 году в Венеции.

Особенности творческой манеры

«Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини , гораздо более станковые по структуре , они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения» . «Чуткость к жизни света и атмосферной среды сближает Карпаччо с нидерландскими мастерами, также как и непритязательная простота, житейская конкретность облика изображаемого мира, пристальное внимание к деталям… Эти мотивы увидены художником не только в их поэтической сущности, но и с новым для итальянской живописи оттенком непосредственной причастности зрителя к лирической атмосфере картины, состоянию молчаливого раздумья и тишины. Композиция Карпаччо уже нуждается в зрителе, который бы общался с ней наедине, постепенно проникаясь её настроением… В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне » .

Избранные работы

Галерея

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118519204 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  3. Vittore Carpaccio //
  4. Vittore Carpaccio // (фр.) — 2009.
  5. Pesenti F. R. CARPACCIO, Vittore // (итал.) — 1977. — Vol. 20.
  6. Vittóre Carpàccio // (итал.) De Agostini Editore , 2001.
  7. Carpaccio, Vittore // (итал.)
  8. , с. 49.
  9. Станковые (по своей композиционной структуре) произведения живописи предполагают самостоятельное, не обусловленное архитектурным окружением восприятие частного, индивидуального зрителя. В этом они противоположны произведениям монументальной живописи, создаваемым в расчете на коллективное, общественное обозрение. См. также: Станковая живопись и Монументальная живопись
  10. , с. 22.
  11. , с. 25—26.

Литература

  • Валькановер Ф. Карпаччо. — М. : Слово, 1996. — С. 40—41. — 80 с. — (Великие мастера итальянского искусства). — ISBN 5-85050-107-X .
  • Лаврова О. Святой Иероним в келье // Труды ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1960. С. 157—170.
  • Махо О. Г. Специфика трактовки предметного мира в рисунках Витторе Карпаччо на тему «Ученый в келье» // Проблемы развития зарубежной графики. Сборник научных трудов. Л., 1986. С. 30—35.
  • Смирнова И. А. Витторе Карпаччо. — М. : Изобразительное искусство, 1982. — 159 с.
  • Gentili A. Carpaccio (Carpacio; Carpat[h]io; Carpazio; Scarpatio; Scarpaz[z]a; Scarpazo; Scharpaza), Vittore (Victor) / A. Gentili // Allgemeines Künstlerlexikon : die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / Saur; [Chefred.: Eberhard Kasten et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1997. — Bd. 16 : Campagne — Cartellier. — S. 528–532. — LI, 636 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 3-598-22756-6 (Bd. 16). — OCLC .
  • Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.
  • Lauts I. Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962.
  • Ludwig G., Molmenti P. Vittore Carpaccio, la vita l’opera. Milano, 1905.
  • Muraro M. A. Carpaccio. Firenze, 1966.
  • Pignatti T. Vittore Carpaccio. Milano, 1955.
  • Pallucchini R. Carpaccio. Milano, 1963.
  • Carpaccio. Pittore di storie. A cura di Giovanna Nepi Scire. Venezia, 2004. (Каталог выставки).

Ссылки

Источник —

Same as Витторе Карпаччо