Interested Article - Кабинет редкостей

Э. Де ла Гир. Кабинет редкостей великого князя Владислава IV Вазы. 1626. Дерево, масло. Королевский дворец, Варшава

Кабинет редкостей , или кунсткамера ( англ. cabinet of curiosities , нем. Wunderkammer, Kunstkammer ) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке , их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко . Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. Чрезвычайный рост коллекций привел к специализации в собирательстве, а в дальнейшем к созданию тематических музеев.

Возникновение

Шкаф-кабинет. XVII в. Музей Бойманса-ван Бёнингена , Роттердам

Все началось с коллекций состоятельных людей и создания мебели для их хранения. Мебельщики создали особый шкаф с дверцей и несколькими полками для коллекции безделушек. Шкаф получил название кабинет . Рост коллекций увеличивал количество шкафов-кабинетов, для которых отвели особую комнату. Чуть позже название шкафа стало использоваться и как название комнаты с коллекциями.

Разновидности мебельных кабинетов

Настольный кабинет. Музей Виктории и Альберта , Лондон

Шкаф-кабинет быстро стал предметом экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках-колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз. Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверцы, (первоначально без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками. Позже появилась дверца со стеклом, что позволяло сразу видеть содержимое полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки своего времени — маньеризма , барокко , рококо , их орнаменты или детали архитектуры. В XX веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями. Подзабытый тип мебели в конце XX века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).

Кабинеты редкостей и живопись

Если ученых могли привлекать коллекции анатомических чудовищ и аномалий, то художники предпочитали произведения искусства разных эпох и стран. Курьёзные и редкие вещи — постоянная тема натюрмортов эпохи барокко . Даже самые кабинеты редкостей становятся темами картин. Их изображали Франс Франкен Младший , , Ян Брейгель Старший , , и другие художники. Кунсткамерами также называли собрания живописи. Так, например, фламандский живописец Виллем ван Хахт многократно изображал кунсткамеру (собрание картин) коллекционера Корнелиса ван дер Геста в Антверпене.

Кунсткамеры в живописи

Выдающиеся собрания редкостей

Собрания высшей знати

Во второй половине XVI века коллекции редкостей стали частым увлечением высшей знати Священной Римской империи . Можно назвать собрания ландграфов Гессен-Кассельских (ок. 1577 года), герцогов Вюртембергских в Штутгарте (ок. 1600 года), курфюрстов Бранденбургских в Берлине (первый каталог — 1599 год). Немногие из этих собраний пережили Тридцатилетнюю войну . До наших дней дошла выдающаяся коллекция, основанная в 1560 году в Дрездене курфюрстом Саксонии Августом и состоявшая в основном из научно-технических экспонатов — часов, научных инструментов, автоматов, предметов охоты, медицины, печатного дела, а также из картин и редкостей :175,181 .

Портрет карлика-калеки, выполненный для Фердинанда II

Коллекционером редкостей был эрцгерцог Австрии Фердинанд II (1529—1595). Его собрание занимало несколько комнат, где в двадцати шкафах-кабинетах были тщательно разложены по категориям ювелирные изделия и драгоценные камни , музыкальные и научные инструменты, изделия из бронзы, дерева и фарфора, рукописи, монеты и медали, этнографические редкости :133–134 . Собрание Фердинанда II было доступно для избранных посетителей. Его коллекция в замке Амбрасс сохранилась до наших дней.

Дж. Арчимбольдо. Император Рудольф II в виде бога садов Вертумна

В конце XVI века получил широкую известность кабинет редкостей племянника Фердинанда II — австрийского императора Рудольфа II в Праге . Император не только рассылал по всей Европе эмиссаров для поиска редких вещей, но и окружил себя мастерами, способными создавать их. Он собирал предметы природные (минералы, раковины), искусственные (оружие, монеты и медали, экзотические вещи, привезенные из Америки и Индии, вазы и тому подобные искусные изделия из различных материалов), научные (часы и астрономические инструменты), а также разнообразные древности — бюсты, скульптуры, камеи; имелись в его коллекции 800 картин и библиотека. Для сборников императора рисовал свои необычные картины- аллегории гениальный художник Арчимбольдо , а их количество и качество изумляло современников. Коллекция Рудольфа была разграблена после смерти императора, а её предметы стали достоянием других кабинетов редкостей.

Собрания учёных и других коллекционеров

Италия

Рисунок из собрания У. Альдрованди

Одно из ранних и наиболее выдающихся собраний принадлежало Улиссе Альдрованди (1522—1605). Его «музей» в Болонье , открытый для учёных, имел естественно-научную направленность и представлял собой грандиозный каталог природного мира: 11 тысяч растений, животных и минералов, 7 тысяч образцов растений в гербарии, а также почти 8 тысяч тщательно выполненных рисунков, изображающих те природные редкости, которые Альдрованди не сумел раздобыть. Страсть каталогизировать и классифицировать видна во всём: в двух основных выставочных шкафах его коллекции было нескольких тысяч ящиков, причём внутри одних ящиков обнаруживались другие, поменьше; Альдрованди даже составил каталог посетителей своего музея, подразделив их по месту жительства и «согласно положению, занятиям и профессиям». Собрание Альдрованди стало основой его 13-томной энциклопедии :147–154 .

Кабинет Ф. Императо, Неаполь (из каталога 1599 года)

Другой кабинет, посвящённый естественной истории , создал в Неаполе натуралист и аптекарь (1550—1615): коллекцию составляли гербарий , чучела морских животных, рыб и птиц, природные минералы. Экспонаты разместили как в шкафах, так и на стенах и сводах зала. Украшением кабинета была библиотека; уважительное отношение к книгам проявлялось даже в их размещении на полках вниз страницами, чтобы защитить издания от пыли. Многотомная «Естественная история» Императо, основанная на материале его коллекции, была опубликована в 1599 году.

Среди ранних собраний редкостей в Италии — также ватиканская «Металлотека», созданная ботаником (1541—1593) :149 .

Кабинет Ф. Калзолари, Верона (из каталога 1622 года)

С переходом от XVI к XVII веку сугубо научно-познавательная и профессионально-практическая ориентация коллекций постепенно размывается интересом к редкому и необычному и ориентацией на любопытствующего, а не учёного. Так, собрание аптекаря (1521—1600) в Вероне служило заодно лабораторией и местом для встреч со студентами, и в первом каталоге, опубликованном в 1584 году , коллекция представлена с точки зрения экспонатов для врачебного дела; однако во втором — посмертном — каталоге 1622 года заметно усиливается интерес к причудливому: описываются чудесные свойства некоторых растений, « жабьего камня » и рога единорога и т. п. Та же тенденция: интерес к бросающемуся в глаза, из ряда вон выходящему, к чудесам природы — налицо в новом описании коллекции Ферранте Императо, сделанном его сыном Франческо в 1628 году :37–42 . Естественно-научная сторона явно отступает на второй план в коллекции Антонио Джиганти (1535—1598) в Болонье : здесь произведения искусства чередуются с природными объектами, образуя тематические группы из несходных предметов — всё это чтобы обнаружить скрытое единство творения во всех его формах :149,156–157 .

Кабинет М. Сеттала, Милан (из каталога 1666 года)

Знаменитая в Европе коллекция миланского изобретателя и изготовителя научных инструментов (1600—1680) занимала четыре комнаты в семейном палаццо и включала скелеты, гербарии и минералы, картины и археологические находки, усыпальницы для мощей, оружие, часы, автоматы и многое другое :149,156–157 . Несмотря на то, что международная известность собрания привлекала в музей Сеттала множество самых разных посетителей, сам он видел его назначение не в развлечении, но в учёных занятиях :326–328 . Когда Сеттала, прозванный «миланским Архимедом », умер, за его гробом несли самые замечательные экспонаты его коллекции. Музей Сеттала был в 1751 году приобретён миланской Амброзианской библиотекой , где находится по сей день.

Музей А. Кирхера , Рим (из каталога 1678 года)

Коллекция Афанасия Кирхера (1602—1680), родившегося в Германии, но проведшего большую часть жизни в Риме , многом обязана тому, что он состоял в ордене иезуитов : от иезуитских миссий он получал экзотические предметы из Африки, Америки, с Дальнего Востока . Древности и естественно-научные экспонаты также были хорошо представлены в его собрании. Имелись там и изобретения, такие как вращающиеся часы «Подсолнух», реконструкция Дельфийского оракула и множество зрительных иллюзий :160–163 .

Северная Европа

Ранние естественно-научные коллекции собрали: в Швейцарии — натуралист Конрад Геснер (1516—1565), в Германии — ботаник Леонарт Фукс (1501—1566) и минералог Георг Агрикола (1494—1555) :154 .

Кабинет О. Ворма, Копенгаген (из каталога 1655 года)

Позднее, уже в XVII веке, громкую известность приобрела копенгагенская коллекция Оле Ворма (1588—1655), посвященная естественной истории, а также этнографии и древностям — скандинавским, греческим и римским, восточным :154 .

Особое распространение получили кабинеты редкостей в зажиточной Голландии XVII века. Широкие связи с Ост-Индской компанией и собственные колонии в Азии стали постоянным источником для пополнения кабинетов курьёзов голландских коллекционеров. Естественно-историческую и этнографическую коллекцию собрал в Энкхёйзене Бернард Палюданус (1550—1633). Известна коллекция редкостей художника Рембрандта , которую тот использовал при создании своих картин. Прославилась и коллекция редкостей врача и ученого Фредерика Рюйша (1638—1731). Акушерская практика и судмедэкспертные дела Рюйша приблизили того к анатомии и тератологии . Он начал собирать анатомическую коллекцию зародышей с аномалиями развития, усовершенствовал способы консервирования мягких веществ. Его кабинет редкостей и анатомическая коллекция были проданы в Петербург в 1717 году за заоблачную по тем временам цену в 30 000 гульденов . Остатки кабинета редкостей и коллекции Рюйша сохранились до наших дней.

Англия

В Англии начало собиранию редкостей положил Джон Традескант (1577—1638), который к концу жизни открыл свой «Ковчег» для посещений, сделав его первым в Англии публичным музеем. От его сына , также принимавшего участие в составлении коллекции, она перешла к Элиасу Эшмолу (1617—1692), который в свою очередь пополнил её и передал в дар Оксфордскому университету , где она стала основой открытого в 1683 году Музея Эшмола . В коллекции было множество собранных со всего света обоими Традескантами ботанических образцов, а также раковины , чучела птиц, изделия из слоновой кости и картины, костюмы и прочие артефакты из дальних стран :141–145 .

Специализация кабинетов

Специализация коллекций в Германии нашла отражение и в названиях кабинетов.

  • Naturalienkabinett — содержал коллекции естественнонаучные, посвященные ботанике , зоологии , геологии .
  • Munzkabinett — содержал монеты и медали, современные и старинные.
  • Shatzkammer — здесь находились изделия из драгоценных камней и металлов.
  • Antiquitatekammer — здесь размещали антикварные вещи и предметы старины.
  • Kunstkammer — «кабинет искусства, в который помещали необычные „творения рук человеческих“ и редкие „создания природы“» .
  • Wunderkammer — «кабинет редкостей природы» .

Кабинеты редкостей вне ренессансной Европы

Собирание древностей и редкостей было распространено не только в ренессансной и постренессансной Европе.

Так, в античности подобным коллекционированием увлекался император Август , собиравший, как пишет Светоний , на своих виллах «древние и редкие вещи: например, на Капри — доспехи героев и огромные кости исполинских зверей и чудовищ, которые считают останками Гигантов» .

Собирали всевозможные редкости и китайские императоры династии Цин . Особенное пристрастие питал к своим «кабинетам» император Цяньлун , «очень любивший на досуге разглядывать содержимое этих шкафчиков» .

См. также

Примечания

  1. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2774 дня]) // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 2: З—О.
  2. Mauriès P. Cabinets of Curiosities. London: Thames & Hudson, 2002.
  3. Findlen P. Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy. University of California Press, 1994.
  4. Юренева Т. Ю. // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4.
  5. Гай Светоний Транквилл. от 2 июня 2018 на Wayback Machine ( Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / пер. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993. Кн. 2).
  6. Горина Л. . Исторический журнал History Illustrated. 2010. № 12. Дата обращения: 13 апреля 2013. Архивировано из 7 марта 2016 года.

Литература

  • Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской aкадемии наук. М.; Л., 1953.
  • Гинсбург В. В. Анатомическая коллекция Рюйша в собраниях Петровской Кунсткамеры // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.XIV. М.; Л., 1953.
  • Зубов В. П. К трехсотлетию Академии опытов во Флоренции (1657—1667) // Вестник мировой культуры. 1957. № 3. С. 47—53.
  • Кузьмина Е. Е. Национальная культурная политика Великобритании и музей. М., 1992.
  • Куклинова И. А. Кабинеты во Франции в XVI—XVII вв. // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / СПб. Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997.
  • Юренева Т. Ю. // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4.
  • Махо О. Г. Студиоло Франческо I Медичи — позднеренессансная трансформация идеи правителя-гуманиста // Культура Возрождения XVI в. М., 1997.
  • Findlen P. Possessing Nature: Museums, Collecting, and Scientific Culture in Early Modern Italy. University of California Press, 1994.
  • The origins of museums. The cabinet of curiosities in the sixteenth and seventeenth century Europe / ed. by Oliver Impey, Arthur MacGregor. Oxford, 1985.
  • Mauriès P. Cabinets of Curiosities. London: Thames & Hudson, 2002.

Ссылки

  • Peter Huber. (нем.)
  • J. Paul Getty Museum:
  • Ashmolean Museum:
Источник —

Same as Кабинет редкостей