Interested Article - Сотириуполь

Сотириуполь (Сотириуполис , Сотерополис , Сотериуполь , Сотерополь , Сотирополь , Ставрополь , греч. Σωτηρόπολις ή Σωτηριούπολις ) — приморский город на территории Абазгии , на северо-восточном побережье Чёрного моря . Согласно сочинению « Об управлении империей » ( De administrando imperio ), приписываемому императору Константину VII Багрянородному (908—959) и составленному в 948—952 гг., крепость Сотириуполь ( Κάστρο Σωτηριουπόλεως ) находилась на южной границе Абазгии . Обычно отождествляют с античным Питиунтом (современная Пицунда ) на черноморском побережье Кавказа , в Абхазии . Также Сотириуполь помещают в район современного города Сухум или близ города Трапезунд (ныне — Трабзон ) .

Сотириуполь впервые упоминается в 7-й при первом патриаршестве Николая Мистика (901—907) .

Локализация

Локализация Сотириуполя является предметом научных споров .

В 1897 году профессор Юлиан Кулаковский высказал, что Сотириуполь — другое название Питиунта . В приложении к « Синекдему » (ок. 535) Иерокла , в «списке городов и крепостей, переменивших свои имена» указывается: «Сотириуполь — прежде Питиа» . Филипп Брун писал: «Если не ошибаемся, то Питиус иногда назывался Сотириуполис» . Семен Каухчишвили (1895—1981) также отождествляет Сотириуполь с Пицундой . Ирина Шотовна Агрба (род. 1962) подкрепляет это положение . Этимология названия Сотириуполь объяснялась тем, что Питиунт мог получить название Сотириуполь («город Христа Спасителя») от одного из главных своих храмов, посвящённого Христу Спасителю — Сотеру , либо потому что был одним из ранних христианских центров на побережье Кавказа . С Кулаковским согласились в 1995 году австрийские византинисты Клаус Белке ( Klaus Belke ) и Петер Зусталь ( Peter Soustal ) в немецком комментированном переводе «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного . В таком случае Абазгия X века (в узком смысле) не охватывала всей этнической территории абхазов . Зураб Анчабадзе считал, что Константин Багрянородный писал, что Сотириуполь находится на границе не Абхазского царства , а исторической Абазгии или Абхазского эриставства, которое составляло тогда административную область Абхазского царства .

Василий Латышев видел в Сотириуполе Севастополис (ныне — Сухум) . Профессор Василий Болотов отождествлял Сотириуполь с Севастополисом в частном письме к Юлиану Кулаковскому . Павел Ингороква в 1950 году утверждал, что Сотириуполь — это нынешний Сухум . Мнение Болотова разделяет Бернадетт Мартэн-Изар ( Bernadette Martin-Hisard ). Однако в 8-й, 11-й и 18-й (№№ 6, 14 и 19) епископских нотициях присутствуют и Сотириуполь, и Севастополис .

И. Бромберг ( J. Bromberg ) предложил искать архиепископский центр Сотириуполь на понтийском побережье .

Павел Ингороква в 1956 году выдвинул новое положение, по которому отождествил Сотириуполь с городом Оф близ Трапезунда, восточнее его . Юрий Воронов считал, что Сотириуполь должен находиться в районе Трапезунда . Сергей Николаевич Малахов (род. 1957) считает, что Сотириуполь лежит на побережье Чёрного моря в окрестностях Трапезунда . Однако академик Симон Джанашиа заявлял, что «Абхазия в политическом смысле не простиралась южнее реки Чорох, и едва ли она её когда-нибудь достигала» .

Другая локализация Сотириуполя — в селе Борчка на реке Акампсис ( Чорох ) в Турции . «Сотириуполь и Бурзо» ( Στρατηγίς Σωτηριουπόλεως ή Βουρζώ ) упоминается в Эскориальском тактиконе 971—975 гг. Издатель Тактикона Николай Икономидис предложил его локализацию в селе Борчка .

Людмила Хрушкова высказала мнение, что существовало два разных населённых пункта, которые носили название Сотириуполь .

В XI веке Сотириуполь и Анакопия (ныне — Новый Афон в Абхазии) входили в «малую фему » в приграничной области Византии . Найден моливдовул Николая, протоспафария , стратига Сотириуполя и Анакопии (40-е гг. XI в.). Издатели моливдовула и Иван Йорданов ( Ivan Jordanov ) отождествляют Сотириуполь с древним Питиунтом (ныне — Пицунда) .

Епархия Сотириуполь

Собор Успения Божией Матери в Пицунде . X век

Кафедра архиепископа в Питиунте существовала уже с IV века , и была первой христианской кафедрой в Западной Грузии . Первым известным её епископом был участник I Вселенского Собора в Никее (325) епископ Стратофил ( Στρατόφιλος ) . Епархия Сотириуполь впервые упоминается при первом патриаршестве Николая Мистика (901—907) на территории Абазгской епархии . Епархия Сотириуполь имела статус самостоятельного (автокефального) архиепископства и напрямую подчинялась «царственному трону» — Константинопольскому патриархату 22, с. 60. 1202. Впервые упоминается в 7-й епископской нотиции. Присутствует в епископских нотициях до середины XIV века. В качестве кафедрального собора была построена огромная купольная церковь в Пицунде . Собор был центром паломничества, связанного с культом апостола Андрея Первозванного , и миссионерства, ориентированного на Аланию . Между 1084 и 1105 годами в правление императора Алексея I Комнина (1081—1118) при патриаршестве Николая III кафедра Аланской епархии была перемещена из Нижнего Архыза в Сотириуполь , архиепископ которого стал носить титул «митрополита Алании» . На основании упоминания в актах о соединении архиепископства Сотириуполя с Аланской митрополией делается даже вывод об ориентации церковной организации Абхазии на Северо-Западную Зихию и Аланию . Владимир Кузнецов высказал предположение, что резиденция аланских митрополитов находилась в Нижнем Архызе с X по XIV век, а подчинение в конце XII века Сотириупольской кафедры аланскому митрополиту было формальным и не имело реального значения . В 1204 году после осады Константинополя западноевропейскими рыцарями и венецианцами, участниками Четвёртого крестового похода была создана Трапезундская империя или империя Великих Комнинов . В 1204—1261 гг., когда Константинополь находился в составе Латинской империи , право поставления на Аланскую кафедру оспаривали иерархи Трапезунда (ныне — Трабзон ), столицы империи Великих Комнинов. При патриархе Иоанне XI Векке (1275—1282) Зихийская епархия была номинально присоединена к Аланской епархии. Алания и Сотириуполь разъединены при патриаршестве Иоанна XIV Калеки (1334—1347), в 1347 году — вновь объединены при патриархе Исидоре I Вухире (1347—1350) . В 1365 году епископ носил титул «митрополит Алании, Сотириуполя и Мелитины». Между 1377 и 1386 годами после захвата Сотириуполя турками кафедра переместилась в Трапезунд . В 1461 году Трапезунд и затем вся империя были захвачены войсками Мехмеда II и вошли в состав Османской империи . Кафедра переместилась в Севастию (ныне Сивас ) до 1590 года (под этим годом упоминается последний аланский архиепископ) . Во второй половине XV века османы захватили Константинополь и большую часть Причерноморья . В 60-е годы XIV века Аланской епархии принадлежал храм Богородицы Афинской в Сотириуполе (Лазская церковь) .

Титулярная епархия Католической церкви .

См. также

Примечания

  1. Хрушкова, Л. Г. // Современные проблемы изучения истории Церкви: Сборник докладов международной научной конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, 7-8 ноября 2011 г. / Отв. ред. В. В. Симонов, Г. М. Запальский. — М. : Паломник, 2014. — С. 378—400 .
  2. Малахов С. Н. К вопросу о локализации епархиального центра в Алании в XII—XVI вв. // Аланы: Западная Европа и Византия / Отв. ред. В. Х. Тменов. — Владикавказ: СОИГИ, 1992. — С. 149-179. — 207 с. — (Alanica).
  3. Константин VII Багрянородный . Об управлении империей, 42
  4. Анчабадзе, З. . — Сухуми: Абгиз, 1959. — С. 114-116. — 306 с.
  5. Константин VII Багрянородный . Об управлении империей = Προς τον ίδιον υιόν Ρωμανόν / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева; [АН СССР, Ин-т истории, Ин-т славяноведения и балканистики]. — М. : Наука, 1989. — 493 с. — (Древнейшие источники по истории народов СССР). — ISBN 5-02-009455-2 .
  6. / Аржанцева И. А. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  7. Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для абазгов? // Археологические известия и заметки. — М. , 1897. — № 2 . — С. 12, 36-37 .
  8. Брун Ф. Черноморье : сборник исследований по исторической географии Южной России : (1852-1877 г.) / [cоч.] Ф. Бруна. — Одесса: тип. Г. Ульриха, 1880. — Т. 2. — С. 245. — 408 с.
  9. Каухчишвили, С. Г. Георгика: Сведения византийских писателей о Грузии / Греч. тексты с груз. переводом, издал и прим. снабдил С. Г. Каухчишвили. — Тбилиси, 1952. — Т. IV. Вып. 2. — С. 218.
  10. Агрба И. Ш. Константин Багрянородный и некоторые вопросы истории Абхазского царства (конец VIII—X в.) // Вестник МГУ. Серия 8. История. — Московский государственный университет, 1988. — № 5 . — С. 80-81 . — ISSN .
  11. Агрба И. Ш. // Труды АГУ. — 1989. — Т. VII . 30 июля 2019 года.
  12. Меликсет-Бек, Левон Меликсетович . Древнейшая Пицунда у Понта Евксинского // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. — 1915. — Т. XXXVI . — С. 120 .
  13. Belke K. und Soustal P. Die Byzantiner und ihre Nachbarn: Die De administrando imperio genannte Lehrschrift des Kaisers Konstantinos Porphyrogennetos für seinen Sohn Romanos / Übersetzt, eingeleitet und erklärt von Klaus Belke und Peter Soustal. — Wien: Fassbaender, 1995. — С. 203, 343. — 358 с. — (Byzantinische Geschichtsschreiber, XIX). — ISBN 978-3900538545 .
  14. Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из Ново-Афонского монастыря // Сборник в честь графа А. А. Бобринского. — СПб. , 1911. — С. 173.
  15. Кулаковский Ю. Христианство у алан // Византийский временник : журнал. — СПб. : К. Л. Риккер, 1898. — Т. V , вып. 1-2 . — С. 1-18 .
  16. Ингороква П. Георгий Мерчуле // Мнатоби : журнал. — 1950. — № 3 . — С. 121 .
  17. Ингороква П. Георгий Мерчуле // . — Тбилиси, 1956. — С. 251.
  18. Darrouzès J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae: texte critique, introduction et notes. — Peeters Publishers , 1981. — 521 p. — (La Géographie Ecclésiastique de l'Empire Byzantin, 1). — ISBN 978-90-429-3118-3 .
  19. Bromberg J. Toponymical and historical Miscellanies on medieval Dobrudja, Bessarabia and Moldo-Wallachia (англ.) // Byzantion. — Peeters Publishers , 1937. — Vol. XII . — P. 173 .
  20. Ингороква П. Георгий Мерчуле // . — Тбилиси, 1956. — С. 252—253.
  21. Воронов Ю. Н. К локализации Никопсии // XV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа, 19-22 апр. 1988 г. : Тез. докл.. — Махачкала: Даг. фил. АН СССР, 1988. — С. 72-73. — 88 с. — (Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа, 15).
  22. Джанашиа С. Н. Труды / АН ГССР, Ин-т истории, археологии и этнографии им. И. Джавахишвили. — Тбилиси, 1952. — Т. II. — С. 388.
  23. Карпов С. П. . . — СПб. : Алетейя, 2007. — С. , 364. — 618 с. — (Византийская библиотека. Исследования). — ISBN 978-5-903354-07-8 .
  24. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 25-27. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  25. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XIII : « Григорий Палама Даниель-Ропс ». — С. 191-229. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-022-6 .
  26. Кулаковский, Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей / Проф. Ю. Кулаковский. — Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого, 1899. — С. 60. — 73 с.
  27. Кулаковский Ю. Где находилась Вичинская епархия? // Византийский временник : журнал. — СПб. : К. Л. Риккер, 1897. — Т. IV . — С. 319 .
  28. Агрба, Ирина Шотовна. Взаимоотношения Абхазского царства и Византии (конец VIII-X вв. ) : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. — М. , 1989. — С. 25. — 26 с.
  29. Кузнецов В. А. Очерки истории алан. — Пятигорск: Снег, 2016. — 429 с. — ISBN 978-5-903129-72-0 .
  30. Кузнецов В. А. Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии : [Сборник статей] / Сев.-Осет. НИИ истории, филологии и экономики; [Редкол.: В. А. Кузнецов (отв. ред.) и др.]. — Орджоникидзе: СОНИИ, 1985. — С. 50 .
  31. Каштанов Д. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXIX : « К Каменац ». — С. 67-68. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-025-7 .
  32. / Карпов С. П. // Телевизионная башня — Улан-Батор [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 355. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9 .
  33. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXI : « Каракалла Катехизация ». — С. 29-43. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-031-8 .
  34. Перфильева Л. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 440-444. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  35. David M. Cheney. (англ.) . Catholic-Hierarchy (14 января 2019). Дата обращения: 25 июля 2019. 17 апреля 2019 года.

Литература

  • Хрушкова, Л. Г. Где находился Сотириуполис? Из истории церковной организации Восточного Причерноморья // Вестник Российского гуманитарного научного фонда : журнал. — М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение Российский гуманитарный научный фонд, 2006. — № 1 . — С. 45-57 .
Источник —

Same as Сотириуполь