Interested Article - Портрет Джованны Торнабуони

Портрет Джованны Торнабуони — картина работы Доменико Гирландайо , выставленная в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Описание

Портрет выполнен на фоне ниши с предметами, подчёркивающими изысканный вкус и характер Джованны Торнабуони. Брошь в форме дракона с двумя жемчужинами и рубином составляет комплект с кулоном на шёлковой нити, висящим на шее Джованны. Они намекают на её общественную жизнь. Драгоценности уравновешены лежащим в другой части ниши молитвенником и прибитыми к верхней части ниши чётками с коралловыми бусинками. Они должны подчёркивать набожность Джованны и её богатый внутренний мир. Между чётками и молитвенником расположена табличка с частью XXXII эпиграммы римского поэта I века н. э. Марка Валерия Марциала , посвящённой портрету генерала Марка Антония ( лат. Marcus Antonius Primus ; ок. 40 — ок. 100):

Искусство, если бы ты могло показать характер и душу, не было бы на свете картины прекраснее. 1488

Эта картина представляет собой прекрасный пример портрета флорентийского кватроченто — строгая профильная поясная композиция, руки сведены вместе. Черты и пропорции лица и тела идеализированы. Всё это заметно в линиях, задающих форму тела, и в лице, не выражающем никаких ярких чувств и эмоций. Как и во многих других итальянских портретах XV века, идеальная красота Джованны Торнабоуни основана на теоретических принципах и примерах из античного искусства, дополненных индивидуальными чертами модели.

Медаль работы Николло ди Форцоне Спинелли (Фьорентино)

Личность модели, изображённой на портрете, была установлена по медалям с её профилем. Одна из медалей предположительно является работой гравёра Никколло Фьорентино и хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне . Другая медаль этого же гравёра с изображением Джованны и надписью «IOANNA ALBIZA VXOR LAURENTII DETORNABONIS» выставлена во флорентийском музее Барджелло . Возможно, медали были заказаны по случаю свадьбы Джованны дельи Альбицци и Лоренцо Торнабуони . Джованна присутствует также на фреске «Встреча Марии и Елизаветы», выполненной Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария-Новелла по заказу её свёкра. На фреске она изображена в полный рост, но поза, одежда и украшения практически полностью повторяют портрет 1488 года.

Деталь фрески «Встреча Марии и Елизаветы»

Джованна дельи Альбицци родилась 18 декабря 1468 года, вышла замуж за Лоренцо Торнабуони 15 июня 1486 года и умерла при родах 7 октября 1488 года. Ян Лауц (Jan Lauts) выдвинул версию, что её портрет был написан раньше фрески из церкви Санта-Мария-Новелла и служил моделью для более масштабной «Встреча Марии и Елизаветы». Джон Поуп-Хеннесси (John Pope-Hennessy) предполагал, что портрет был написан позже фрески и является посмертным изображением Джованны, а год на табличке с цитатой из Марциала указывает на время смерти.

Провенанс

Портрет находился во владении семьи Торнабуони в их дворце во Флоренции и перешёл к семье Пандольфини в XVII веке. Среди позднейших владельцев — барон Сейер и герцогиня Саган . Есть свидетельство о нахождении портрета в брайтонской коллекции Генри Уиллета (Henry Willet) в 1878 году, откуда он перешёл в собственность . Картина была приобретена банкиром Морганом в 1907 году и перешла в музей Тиссена-Борнемисы из нью-йоркской Библиотеки Моргана в 1935 году. Сохранилась фотография Западной комнаты Библиотеки Моргана, созданная до 1913 года, где портрет Джованны Торнабуони в современной раме стоит на мольберте среди других произведений библиотечного фонда.

См. также

Литература

  • Andreas Quermann. Ghirlandaio. — Köln: Könemann. — (Maestri dell’arte italiana). — ISBN 3-8290-4558-1 .
  • Emma Micheletti. Domenico Ghirlandaio. — Firenze: Scala, 2004. — (Pittori del Rinascimento). — ISBN 88-8117-099-X .
  • Jean K. Cadogan. Domenico Ghirlandaio: artiste et artisan. — Paris: Flammarion, 2002. — 425 с. — ISBN 2-08010-849-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Портрет Джованны Торнабуони