Американская ассоциация учителей физики
- 1 year ago
- 0
- 0
« Христос среди учителей » — картина Альбрехта Дюрера , написанная им в Венеции в 1506 году. В настоящее время находится в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде .
Картина датирована самим Дюрером и создана, согласно надписи Opus Quinque Dierum («Сделано в пять дней»), в ту пору, когда художник работал над алтарным образом « ». 23 сентября 1506 года Дюрер писал из Венеции своему другу Пиркгеймеру : «Узнайте также, что моя алтарная картина ["Праздник венков из роз"] готова, и ещё другая картина, подобной которой я никогда не делал». Эту «другую картину» некоторые исследователи отождествляют с произведением «Христос среди учителей» . Согласно некоторым источникам, картина предназначалась в подарок художнику Джованни Беллини , с которым у Дюрера сложились очень тёплые отношения. Вероятно, в доме Беллини работу Дюрера видел Лоренцо Лотто , который ввёл одну из фигур учителей в композицию своей « » ( Галерея Боргезе , Рим ). Дюрер обращался к этой теме ранее в полиптихе « » (ок. 1500), а несколько позднее — в серии гравюр «Жизнь Марии» (1511), однако композиция венецианской картины имеет принципиально другое строение.
Этот эпизод из жизни Иисуса — единственное из событий между Рождеством и началом его общественного служения, получившее освещение в канонических Евангелиях ( ). Иосиф , Мария и двенадцатилетний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. После трёхдневных поисков обеспокоенные родители находят его в Иерусалиме в Храме за диспутом с учёными мудрецами:
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его ( , ).
Художник избрал момент беседы с учителями. Он отказывается от детализации и, изображая крупным планом лица мудрецов и Христа, заставляет почувствовать «напряжение диспута» . Центр композиции — руки Иисуса, уверенно ведущего счёт своим аргументам в беседе и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении» . Яркая карикатурная внешность этого мудреца, возможно, отражает влияние одного из рисунков Леонардо да Винчи , увиденных Дюрером. К головному убору ещё одного из собеседников Иисуса по обычаю фарисеев прикреплён картуш с библейским текстом. Среди многочисленных интерпретаций внешнего вида мудрецов существует предположение о том, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах , лежащих в основе человеческих характеров.