Interested Article - Святой Иоанн на Патмосе (картина Босха)

« Святой Иоанн на Патмосе » — картина нидерландского художника Иеронима Босха .

Юный апостол Иоанн изображён на острове Патмос , куда его сослал император Домициан , и где он создал своё Откровение , — вероятно, эта книга и лежит у него на коленях. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: « жена, облечённая в солнце ; под ногами её луна… » (Откр. 12:1). На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов , и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса , не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».

Монстр, изображённый Босхом в правом нижнем углу картины, полностью подпадает под библейское описание саранчи , данное Иоанном Богословом.

Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе». Гризайль . Диаметр ок. 39 см

Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей , завершающиеся наверху кульминацией распятия . Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы , символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан . Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте , « покоил главу на груди самого Божественного Пеликана ».

Предполагается, что «Св. Иоанн на Патмосе» являлся боковой створкой утраченного триптиха , судя по направлению взгляда Иоанна — правой.

Примечания

Литература

  • Тревин Коплстоун . Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай . Босх. М., 1992
  • Г. Мартин . Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова . Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе . Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998


Ссылки



Источник —

Same as Святой Иоанн на Патмосе (картина Босха)