Interested Article - Муравьёв, Николай Константинович

Николай Константинович Муравьёв ( 21 марта ( 2 апреля ) 1870 , Тверская губерния 31 декабря 1936 , Москва ) — юрист , адвокат и общественный деятель России.

Биография

Из дворян (но не из известного рода Муравьёвых ). Сын подполковника Константина Гавриловича Муравьёва и Варвары Фёдоровны Лавровой.

В 1881 году поступил в гимназию при лютеранской церкви Петра и Павла в Москве , где преподавание велось на немецком языке , но в 1885 году из-за трудностей с деньгами перевёлся в Первую Московскую гимназию. В 1890—1896 годах изучал медицину и право в Московском (вначале, намереваясь стать земским врачом, поступил на медицинский факультет , затем перевёлся на юридический ) и Казанском университетах.

В 1891 году за участие в демонстрации к смерти Н. В. Шелгунова был впервые арестован, исключён из университета и на год выслан из Москвы в Нижний Новгород , где жил у своего троюродного брата С. В. Щербакова и учился на медицинском факультете Казанского университета . В это же время состоялось его знакомство с писателями В. Г. Короленко и Максимом Горьким .

После окончания ссылки вернулся в Московский университет и побывал в Париже , где познакомился с политической эмиграцией, включая П. Л. Лаврова . В ноябре 1894 года за распространение прокламаций с требованием конституции по случаю смерти Александра III был вновь арестован и сослан, на этот раз — в село Щербинино Тверской губернии . С сентября 1896 года — присяжный поверенный округа Московской судебной палаты, помощник присяжного поверенного Н. П. Рождественского.

В конце 1890-х гг. избирался членом Тверского окружного земства, в 1916 году — московской Городской думы. В качестве гласного Тверского уездного земства сотрудничал с И. И. и М. И. Петрункевичами , А. А. Бакуниным, В. Д. Кузьминым-Караваевым , С. Д. Квашниным-Самариным , Ф. И. Родичевым .

В январе 1902 года по просьбе Л. Н. Толстого , с которым поддерживал тесные контакты (так, за день до публикации 13 мая 1908 года манифеста Л. Н. Толстого против смертной казни «Не могу молчать» он встречался с Муравьёвым в Ясной Поляне, и именно Муравьёв составлял духовное завещание писателя, подписанное 1 ноября 1909 года), принял участие в защите «Павловских» толстовцев , обвинявшихся в «поругании священных предметов, нападении на православное население и сопротивлении чинам полиции».

В 1903 году избран председателем правления Музея содействия труду при Московском отделении Императорского Русского технического общества, вскоре ставшим легальным центром профсоюзного и забастовочного движения.

Выступал защитником в основном на политических процессах. Среди процессов с участием Муравьева: беспорядки на заводах Брянского общества в Орле и Екатеринославе , дело крестьян Харьковской и Полтавской губерний, процесс сормовских рабочих, процесс Нижегородской демонстрации ( П. А. Заломов и др.), процесс вооружённого восстания на Пресне в Москве, дело Петербургского Совета рабочих депутатов ( Л. Д. Троцкий и другие), процессы социал-демократических фракций 1-й, 2-й и 3-й Государственных Дум, дело Московской организации РСДРП ( М. П. Томский и другие) и т. д.

Активно занялся защитой участников Первой русской революции: в 1905 году выступал защитником 63 долбенкинских крестьян, обвинявшихся в разграблении экономии Великого князя Сергея Александровича , а также семи революционеров, обвинявшихся в принадлежности к Бунду , на процессе в Вильно . В июне 1906 года вместе с Н. Д. Соколовым возглавил команду «молодой адвокатуры», вызвавшуюся защищать матросов на процессе по делу о Севастопольском восстании Черноморского флота в ноябре 1905 года. В конце 1906 года защищал обвиняемых членов Петербургского Совета рабочих депутатов на процессе в Санкт-Петербурге и рабочих Прохоровской мануфактуры на Пресне на процессе в Москве.

В 1906 году редактировал и издавал первый журнал профессиональных организаций в Москве — «Рабочий Союз».

В 1907 году принял участие в ряде «думских процессов» против оппозиции самодержавию: деле социал-демократической фракции III Государственной думы и деле подписавших « Выборгское воззвание ».

Социал-демократов защищал неоднократно: в деле 34 членов большевистской фракции Московского комитета РСДРП (ноябрь 1911 года ), деле Егорьевской революционной организации (май 1911 года ), деле А. А. Сольца и других, обвинявшихся в принадлежности к РСДРП и распространении антивоенных воззваний (октябрь 1914 года ), деле членов социал-демократической фракции IV Государственной думы Г. И. Петровского и других, а также Л. Б. Каменева (февраль 1915 года ), деле Е. В. Канделаки и других, обвинявшихся в принадлежности к РСДРП (март — июнь 1916 года ).

Участвовал также в серии «литературных» процессов: деле по поводу издания произведений А. И. Куприна , деле редактора и издателя Товарищества «Мир» по поводу выхода в свет книги профессора М. Н. Покровского «Русская история с древнейших времён», деле Гусева-Оренбургского по поводу размещения в газете « » рассказа «Змей», деле Н. А. Бердяева по поводу его статьи «Гасители духа».

Будучи категорическим оппонентом антисемитизма, в январе 1912 года поддержал в Смоленском окружном суде частный иск гражданки Пинкус к одному из лидеров черносотенного Союза Русского Народа , А. И. Дубровину . В октябре того же года в Московской судебной палате входил в состав большой группы юристов, участвовавшей в масштабном еврейском процессе, получившем название « » (к суду были привлечены 154 врача, из которых 79 оправданы) .

В июне 1914 года выступил на «адвокатском процессе», защищая своих коллег (в том числе А. Ф. Керенского ), привлечённых к судебной ответственности за их протест против антисемитского дела Бейлиса .

В 1916 году подобрал группу адвокатов, с которой возглавил защиту на самом крупном судебном процессе над толстовцами-пацифистами в годы Первой мировой войны — деле В. Ф. Булгакова , Д. П. Маковицкого и других.

После Февральской революции 1917 года назначен 4 марта Временным правительством председателем Чрезвычайной Следственной Комиссии .

После Октябрьской революции Муравьёв работал юрисконсультом кооперативных организаций — Московского народного банка и товарищества «Кустаресоюз». С января 1918 по 1922 председатель Комитета политического Красного Креста , в который входили также Е. П. Пешкова , В. Н. Фигнер , М. Л. Винавер , С. А. Гуревич, , И. С. Кальмеер. Выступал защитником на политических процессах, по делу гражданина США Каламатьяно , по делу Р. Б. Локкарта , в том числе по делу « Тактического центра ».

Называл себя беспартийным марксистом , что подтвердил на допросе 25 августа 1922 года .

В 1922 году по приглашению председателя Моссовета Л. Б. Каменева и народного комиссара юстиции Д. И. Курского активно участвовал в составлении проекта Положения об адвокатуре.

В июне 1922 года вместе с коллегой А. С. Тагером , приехавшими из-за границы социалистами Э. Вандервельде , Т. Либкнехтом и К. Розенфельдом принял участие в защите членов ЦК партии правых эсеров на знаменитом показательном процессе в Москве ( Н. И. Бухарин и представители Коминтерна Ф. Я. Кон , Ж. Садуль , А. Грамши — защищали «раскаявшихся» бывших эсеровских боевиков). После отъезда иностранных защитников оказался во главе защиты. В знак протеста против разрешённого трибуналом вмешательства в процесс демонстрантов, требовавших смертной казни для обвиняемых, в связи с грубыми нарушениями закона, открытой политизацией дела, вместе с защитниками подсудимых , , А. Ф. Липскеровым , М. А. Оцепом , , , А. С. Тагером и В. А. Ждановым с разрешения своих клиентов демонстративно отказался от участия в процессе.

За предъявление отвода всему составу трибунала , и отказ от защиты Муравьёв с коллегами были подвергнуты аресту и высылке из Москвы, а газета «Правда» заклеймила их «продажными профессионалами-адвокатами» и «прожжёнными судейскими крючками». Он был арестован, просидел несколько недель во внутренней тюрьме ВЧК , а затем выслан из Москвы на три года в Казань . Там он прожил всего несколько месяцев, проработав, по рекомендации Л. Б. Красина , юрисконсультом областной конторы Внешторга и Госторга. Летом 1923 года по протекции Ф. Э. Дзержинского вернулся в Москву, где поступил на работу в только что организованный «Экспортхлеб».

Осенью 1924 года был избран членом президиума Коллегии защитников.

Привлекался зарубежными компаниями для представительства их интересов в суде: американским акционерным обществом « » в процессе по иску ВСНХ об аннулировании концессионного договора на аренду русской части острова Сахалин и на разработку там нефти (1925), французским АО «Société Industrielle de Matières Plastiques», американской фирмой Харримана (Марганцевая промышленная концессия в Чиатурах ) в качестве супер-арбитра в Третейском суде между группой грузинских компаний с одной стороны, и германских — с другой (1926).

В 1928 году выступал защитником четырёх обвиняемых по « Шахтинскому делу ».

Был членом «Комитета по исполнению воли Л. Н. Толстого в отношении его писаний», образованного 2 июля 1928 года в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК .

Решение в 1929 году отчислить его из адвокатуры было отменено Моссоветом, однако уже 15 января 1930 года он прекратил частную практику, а с 13 ноября того же года он был отчислен из Коллегии защитников вместе с адвокатом В. А. Ждановым . В дальнейшем занялся общественной работой во Всесоюзном Обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев , в котором возглавлял секцию старых политических защитников.

Умер на руках у младшей дочери.

Сочинения

  • Русский еврей и русский рабочий. М., 1907.
  • Законы о политических и общественных преступлениях. 1910.
  • Об учреждении при Совете Музея адвокатуры Московского судебного округа : Докл. Н. К. Муравьева, представл. в заседание Моск. сов. присяжных поверенных 15 сент. 1912 г.

Литература

  • Волков А. Г., Угримова Т. А. «Стой в завете своём…» М., 2004.
  • Варфоломеев Ю. В. Николай Константинович Муравьёв: адвокат, политик, человек / Под. ред. Н. А. Троицкого . Саратов, 2007.

Примечания

  1. Варфоломеев Ю. В. Адвокат Н. К. Муравьев и политические процессы в России (конец XIX — начало XX вв.) // Отечественная история. — 2006. — № 6. — С. 67.
  2. Варфоломеев Ю. В. Адвокат Н. К. Муравьев и политические процессы в России (конец XIX — начало XX вв.) // Отечественная история. — 2006. — № 6. — С. 71.
  3. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Вопросы философии. — 2002. — № 10.
Источник —

Same as Муравьёв, Николай Константинович