Александров, Иван Гаврилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Гаврилович Кругликов ( 13 августа 1787 — 30 октября 1847 ) — тайный советник , участник войны 1812 года . В 1832 году присоединил к своей фамилию жены, наследницы графов Чернышёвых , и стал первым из графов Чернышёвых-Кругликовых.
Сын смоленского помещика Гаврилы Ивановича Кругликова от брака его с княжной Еленой Петровной Вадбольской . Воспитывался в благородном пансионе Московского университета и в июне 1803 года был определён на службу в Государственную коллегию иностранных дел, где состоял в должности переводчика до апреля 1808 года. С декабря 1808 года по февраль 1812 года служил в канцелярии малороссийского генерал-губернатора князя Я. И. Лобанова-Ростовского .
Масон , член член ложи « Соединённых друзей » (с 1809), «Александра Златого льва» (с 1818—1819) и ложи «Орфей».
С началом Отечественной войны в чине титулярного советника оставил гражданскую службу и перешёл в военную. С июля 1812 года корнет Московского гусарского полка . В качестве адъютанта генерала Ф. П. Уварова участвовал в Бородинском сражении , затем при Чирикове, при Тарутине , при Малом Ярославце , при Вязьме и Красном . В заграничных походах русской армии против Наполеона в 1813 и 1814 годах он находился в сражениях при Лютцене , при Бауцене , при Пирне и в дрезденском деле .
Особенно отличился при Кульмском сражении , был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и знаком отличия прусского ордена Железного Креста . За участие в лейпцигском сражении получил золотую саблю с надписью «за храбрость» и был принят в адъютанты к генерал-адъютанту графу А. П. Ожаровскому . В октябре 1813 года участвовал в сражении под Бутельштетом и был произведён в поручики. Был в сражениях под Бриенном , под Тине, при Фершампенуазе, под Сампю и при взятии Парижа .
В мае 1814 года перешёл в адъютанты к генерал-адъютанту Васильчикову , при котором и состоял до производства своего в ротмистры в ноябре 1817 года. Вышел в отставку в чине полковника в январе 1826 года. Позже в чине действительного статского советника был присутствующим в придворной конюшенной конторе. Был пожалован придворным званием «в должности шталмейстера» . 30 января 1835 года вышел в отставку с чином тайного советника.
Женился на дочери графа Г. И. Чернышёва (старшей сестре бывшего графа З. Г. Чернышёва , декабриста, лишённого всех прав и сосланного в Сибирь). После смерти в 1831 году графа Г. И. Чернышёва, по решению Комитета министров 14 января 1832 года Кругликов получил майорат Чернышёвых (первый по времени майорат в России), графский титул, герб и фамилию . После отставки по состоянию здоровья жил с семьёй за границей. Князь А. В. Мещерский , называл Кругликова «очень приятным соседом» . Был знаком с А. С. Пушкиным , состоял в приятельских отношениях с братьями Виельгорскими и Гоголем , с которым встречался во Франкфурте (1844) и Риме (1846). После смерти жены летом 1847 года с детьми вернулся в Петербург , где осенью того же года скончался. Похоронен в Москве в Новоспасском монастыре .
Жена (с 9 мая 1828 года) — графиня Софья Григорьевна Чернышёва (1799—24.07.1847), фрейлина двора (1823), старшая дочь графа Г. И. Чернышёва от брака с Е. П. Квашниной-Самариной . Получила прекрасное домашнее образование и, как все Чернышёвы, отличалась независимостью, простотой и презрением к условностям большого света . По словам графа М. Д. Бутурлина , в молодости своей «степенная графиня Софья Григорьевна вместе с сестрами с энтузиазмом увлекалась сочинениями лорда Байрона . Так что про них говорили, что у добрых людей висит в изголовье икона, а у графинь Чернышёвых — портрет Байрона. Они были веселы, приветливы и любезны, и все выказали себя безупречными женами и образцовыми матерями». В Петербурге к Софье Григорьевне безуспешно сватался Евгений Понятовский, товарищ её брата по кавалергардскому полку, но она уже в довольно зрелом возрасте по своему выбору вышла замуж за Кругликова . Венчание было в Москве в Знаменской церкви на Знаменке одновременно с венчанием её сестры Елизаветы с Чертковым .
События 14 декабря 1825 года были тяжелым испытанием для Софьи Григорьевны. Стараясь помочь не только родным, но чужим, Софья Григорьевна взяла на воспитание двух дочерей декабриста В. Л. Давыдова , родившихся до ссылки. «Только одна в мире Софья Григорьевна, только одна», «можно ли быть добрее, внимательнее, как она», — писал Давыдов. В январе 1833 года она обращалась с просьбой к А. Х. Бенкендорфу перевезти прах умершей в Сибири сестры Александры Муравьевой в Россию, но император не дал разрешения. Позже, пользуясь своим связями при дворе, ей удалось добиться разрешения увести свою осиротевшую племянницу Софью Муравьеву за границу, где она сама подолгу жила. Умерла от чахотки в июле 1847 года в Висбадене , тело её было перевезено в Россию и похоронено в родовой усыпальнице Чернышёвых в Новоспасском монастыре в Москве . Дети её, после смерти отца находились под опекой графа М. Ю. Виельгорского :