Благочестие
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́вое благоче́стие ( лат. Devotio moderna ) — движение в католицизме за религиозную реформу, призывающее к апостольскому обновлению через повторное открытие подлинных благочестивых практик, таких как , послушание и простота жизни . Началось в конце XIV века, в основном благодаря Герхарду Грооте , и процветало в Нидерландах и Германии в XV веке, но закончилось с протестантской реформацией. Сегодня оно наиболее известна благодаря своему влиянию на Фому Кемпийского , автора « Подражания Христу », книги, оказавшей большое влияние на протяжении веков.
Немало идей «нового благочестия» со временем было заимствовано Реформацией и католическим посттридентским обновлением . Движение стало также духовным стержнем « нового искусства » ( лат. «ars nova» ) — стиля в живописи, возникшего в 1420-е — 1430-е гг. на основе поздней готики , и ставшего основой Северного Возрождения .
Истоки движения, вероятно, проистекают из , хотя до сих пор не удавалось установить точное происхождение движения. В целом, можно рассматривать это как результат широко распространенного недовольства Церковью (как с точки зрения структуры церкви, так и личной жизни духовенства) в Европе XIV века. Герт Гроот (1340—1384) был одним из многих, кто был крайне недоволен состоянием Церкви и тем, что он воспринимал как постепенную утрату монашеских традиций и отсутствие моральных ценностей среди духовенства. Он стремился заново открыть для себя некоторые благочестивые практики.
Новое благочестие началось как движение мирян; около 1374 года Грут превратил свой родительский дом в Девентере в общежитие для бедных женщин, которые хотели служить Богу. Несмотря на сходство с домами бегинок , это общежитие и более поздние общины, которые стали называться «Сёстрами общей жизни», были более свободными по структуре, чем бегинки, и не имели частной собственности. Женщины, жившие в этих домах, также оставались под юрисдикцией городских властей и приходских священников. Таким образом, их образ жизни находился где-то между обычным христианским существованием «в миру» и формированием церковно признанного религиозного ордена.
С этого момента возникло несколько различных свободных форм сообщества. С одной стороны, сформировались различные типы жизни для набожных женщин. Особенно с 1390-х годов под руководством Яна Бринкеринка, одного из первых новообращённых Гроте, Сёстры общей жизни распространились по Нидерландам и в Германию (в конечном итоге было основано около 25 домов в первой и около 60 домов во второй). Было также много домов (в основном маленьких и бедных), вдохновлённых движением, которые никогда официально не присоединялись к Сёстрам общей жизни и, возможно, в конечном итоге стали францисканцами третьего ордена или монахинями-августинцами .
Среди последователей мужского пола движение получило импульс после смерти Гроота в 1384 году благодаря Флоренсу Радевинсу, который стал священником по совету Гроота. Он собрал единомышленников-мирян и духовенство в домах общинного проживания, впоследствии известных как «Братья общей жизни», которых к началу XVI века насчитывалось 41. Большинство членов этих общин были священниками или кандидатами в священнослужители (клирики); несколько братьев-мирян, фамильяров, обычно выполняли черную работу по приготовлению пищи, уборке и пошиву одежды. Эти общины не принимали обетов, но вели суровую жизнь, состоящую из покаяния, молитвы, духовного чтения и работы, чаще всего копирования рукописей. Кроме того, Братья оказывали пастырскую заботу и духовные советы домам-сестрам, и по крайней мере некоторые из братьев занимались проповедью.
Проповедь Грооте о реформе была также направлена на священнослужителей, некоторые из которых присоединились к Братству. Однако, кроме того, под руководством Радевинса в 1387 году некоторые члены дома в Девентере основали новую общину в Виндесхайме, недалеко от Зволле, и приняли обычай и правило святого Августина. Несмотря на то, что новая община вела уединённую жизнь по обетам, она сохранила многие практики и духовные ценности учения Грооте и Радевинса. С 1395 года вокруг Виндесхайма был создан монашеский союз; эта новая конфедерация быстро росла, и к ней присоединились как более старые августинские общины (включая, как известно, Грунендаль в 1413 году), так и новые, а иногда и обращение некоторых домов братьев в эту новую форму религиозной жизни. К концу XV века в капитуле Виндесхайм насчитывалось почти 100 домов (84 из них мужские).
Время от времени движение сталкивалось с оппозицией со стороны духовенства и мирян, как в первые годы своего существования под руководством Грооте, так и при более позднем расширении при Радевинсе. Во многом это подозрение было похоже на то, что было направлено на другие новые формы религиозного поклонения, разработанные в тот период, такие как движения бегинок и бегардов . Кроме того, сильное сходство повседневной жизни братьев с монашеской вызвало обвинения со стороны нищенствующих орденов в том, что братья и сестры Общей жизни основали новый нищенствующий орден в нарушение запрета Четвёртого Латеранского собора на новые ордена в 1215 году и без принятия обетов. Однако простота и преданность «Нового благочестия», по-видимому, ослабили силу многих из этих критических замечаний.
«Новое благочестие» было особенно заметно в городах Нидерландов в 14-м и 15-м веках. Однако, наряду с непосредственным воздействием, именно труды авторов, связанных с движением (которые чаще всего базировались в монастырях, связанных с Виндесхаймом), придали «Новому благочестию» более широкое европейское влияние в то время и его большое последующее влияние.
Вслед за протестантской реформацией институты нового благочестия быстро пришли в упадок. На протестантских территориях были распущены как братские дома, так и монастыри. Большинство домов Братьев, включая дома-основатели Девентера и Зволле, исчезли к 1600 году. В римско-католических районах некоторые братские дома и жилые дома общины Виндесхайм сохранились до тех пор, пока не пали жертвой секуляризации восемнадцатого и девятнадцатого веков.