Романы Урсулы Ле Гуин
- 1 year ago
- 0
- 0
Рака Святой Урсулы ( нидерл. Ursulaschrijn ) — выдающееся произведение искусства эпохи Северного Возрождения . Небольшой деревянный, резной и позолоченный реликварий архитектонического типа, изготовленный в виде миниатюрного готического храма с пинаклями , фиалами , двускатной крышей, флероном и крестоцветами на вершине. Хранится в зале Капитула музея « Госпиталь Святого Иоанна » (Oud Sint-Janshospitaal) («Музей Мемлинга») фламандского города Брюгге (ныне Бельгия).
В 1479 году братья и сёстры монашеской общины Госпиталя Святого Иоанна, Агнес Каземброот, Якоб де Кеунинк и Ян Флорейнс (Agnes Casembroot, Jacob de Ceuninck, Jan Floreins), вместо старой небольшой раки заказали живописцу Хансу Мемлингу новый реликварий (раку) для помещения мощей Святой Урсулы . Реликвии привезены из Святой земли канцлером бургундского герцога Карла Смелого Ансельмом Адорном .
Выдающийся фламандский живописец Ханс Мемлинг работал в те годы для монастыря, где до настоящего времени находятся его произведения. Он и расписал реликварий масляными красками в 1482—1489 годах сценами из жития Святой Урсулы. По углам святыни вырезаны из дерева фигурки четырёх заказчиков-покровителей, оплативших часть работы, в образах святых Иакова , Иоанна Богослова , Агнесы и Елизаветы Венгерской . 21 октября 1489 года в Брюгге в присутствии епископа состоялась церемония вложения реликвии в Госпиталь Святого Иоанна. С тех пор шедевр не покидал своего места. Сокровище пережило наполеоновское нашествие XVIII века и две мировых войны XX века.
В день Святой Урсулы ежегодно 21 октября сёстры монастыря совершают шествие с ракой Св. Урсулы.
На скатах «крыши» реликвария написаны по три тондо (круглых медальона) с каждой стороны. Приписываемые мастерской Мемлинга, они изображают на одной стороне, согласно легенде, первых одиннадцать дев с Папой Кириаком, кардиналом, епископом и Эфириусом; с другой стороны — сцены Коронования Девы и Пресвятую Троицу. На торцовых сторонах раки написаны образы: «Мадонна с Младенцем» и «Святая Урсула в образе Матери Милосердия и невинные девы». На боковых сторонах, разделённые колонками с арками, имеются шесть живописных панелей (по три с каждой стороны; 87 х 33 см), представляющих сюжеты из истории Св. Урсулы:
На фоне фигур, изображённых с невероятной тщательностью во « фламандской манере », представлены архитектурные пейзажи, в которых узнаются хорошо известные памятники Северной Германии, например, недостроенный Кёльнский собор . Тончайшую живопись необходимо рассматривать сквозь увеличительное стекло, и тогда становятся видны самые мелкие детали. Ювелирным образом написаны детали костюмов и вооружение, оснастка кораблей и подробности архитектурного фона. В одной и той же картине совмещаются разновременные моменты с участием одних и тех же персонажей. Вместе с этим миниатюры отличаются сочностью красок, будто они написаны только вчера, — достижение фламандской техники масляной живописи того времени — но также чистотой формы и целостностью композиции. Мемлинг создал это произведение незадолго до смерти, и оно показывает вершину его технического мастерства .
Тем не менее среди хора восторженных отзывов на это произведение выделяется подчёркнуто сдержанное отношение к нему со стороны многих живописцев, и среди них авторитетное мнение французского художника и знатока живописи Эжена Фромантена , которое он изложил в знаменитой книге «Старые мастера» (1876): «Я ничего не скажу вам о „Раке Св. Урсулы“, самом знаменитом произведении Мемлинга, но неправильно признаваемом за самое лучшее. Это миниатюра, выполненная масляными красками, весьма искусная, наивная, изысканная в некоторых деталях, ребяческая во многих других, плод волшебного вдохновения, но, по правде говоря, работа довольно-таки мелочная. В этой картине живопись не только не продвинулась вперёд, но даже возвратилась как бы вспять по сравнению с живописью ван Эйка и даже ван дер Вейдена» .