Interested Article - Ришье, Лижье
- 2020-02-25
- 1
Лижье Ришье ( фр. Ligier Richier ; ок. 1500 , (ныне — в департаменте Мёз ), Лотарингия — 1567 , Женева ) — скульптор эпохи раннего французского Ренессанса .
Жизнь и творчество
Лижье Ришье родился в Лотарингии, в бедной семье простого каменотёса. Его биография известна нам очень кратко. В 1543 году он стал синдиком города Сен-Миель. С началом движения Реформации Ришье принял протестантизм и отправил молодому герцогу Лотарингии Карлу III петицию с требованием свободного вероисповедания, но затем около 1563 года вынужден был покинуть Лотарингию и отправился в изгнание в Женеву, где и умер в 1567 году.
Учёба Ришье в Италии у Микеланджело не подтверждена документами и в настоящее время считается легендой. Скульптор создавал свои произведения преимущественно на религиозные темы. Его работы не подписаны и идентифицируются по косвенным источникам; известны в основном по сохранившимся образцам на его родине, в Лотарингии.
Лижье Ришье работал с камнем, деревом и терракотой . Он разработал процесс обработки камня воском , чтобы придать лотарингскому известняку вид мрамора , а также применял яркую полихромную роспись.
Наиболее известная работа Ришье — Памятник сердцу Рене де Шалона ( фр. Le Monument du cœur de René de Chalon ), выполненная в жанровой форме эффигии ( лат. effigies — изображение, буквальное отражение, кукла) композиционного типа транзи ( фр. transi — оцепеневший), в которых тело усопшего показывали лежащим, как бы спящим, но с портретными чертами . Однако, в отличие от обычных «транзи», Рише изобразил фигуру покойного вертикально. Скульптура показывает ужасное полуразложившееся тело Рене де Шалона , принца Оранского, который в 1544 году, в 25-летнем возрасте, был смертельно ранен в сражении при осаде города Сен-Дизье . Перед кончиной он высказал свою последнюю волю — быть изображённым на надгробии таким, каким его тело станет через три года после погребения.
Через три года Рише получил заказ от его вдовы, Анны Лотарингской, дочери герцога , изобразить умершего Рене. Скульптор показал тело Рене де Шалона держащим в руке своё сердце, будто он хочет его передать, вручить Богу или жене. Суть этой аллегории в точности неизвестна. Макабрические сюжеты с особенным пристрастием к изображению бренностей плоти, разложения тела, ужасных скелетов и темы « Пляски смерти » были близки Ришье, они воплотились во многих произведениях предшествующих поколений, но «такой поворот темы, который даёт Рише, не имеет аналогий. Пугающим фантомом встаёт оживший скелет с висящими на костях лоскутами истлевшей плоти и кожи» .
Судя по идеальному воплощению в камне обезображенного тела — можно утверждать, что Лижье Ришье обладал большими познаниями пластической анатомии . Тем не менее индивидуальный стиль Ришье отражает не магистральное направление в столичном, придворном искусстве того времени, «а стиль провинции» .
Памятник расположен в церкви св. Стефана в городе Бар-ле-Дюке на северо-востоке Франции. Начиная с 1990 года во французском департаменте Мёз проводилась большая работа по реставрации скульптур и возрождению памяти Л. Ришье. Через Мёз проложен туристический маршрут «Путь Лижье Ришье», двигаясь по которому, можно познакомиться с замечательным наследием средневекового скульптора.
Сын мастера Жерар Ришье (? — 1600) — скульптор. Художниками были и дети Жерара .
Галерея
-
Погребение Христа. 1554-1564. Известняк. Церковь Сент-Этьенн, Сен-Миель
-
Памятник сердцу Рене де Шалона. Транзи. Ок. 1547. Церковь Сент-Этьенн, Бар-ле-Дюк, Франция
-
Памятник сердцу Рене де Шалона. Деталь
-
Надгробие Филиппы де Гельдр, герцогини Лотарингии и королевы Сицилии. После 1547. Известняк, воск, роспись. Церковь кордельеров, Нанси
-
Распятие. Ретабль церкви в Виеньелье-ле-Гаттоншатель
-
Христос, несущий крест. Дерево, гипс, роспись. Церковь Сен-Лоран, Понт-а-Муссон
-
Обморок Девы Марии. 1531. Дерево. Церковь аббатства Сен-Мишель-де-Сен-Миэль
Примечания
- Власов В. Г. Жанр // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 623—624
- Lucie-Smith E. The Thames and Hudson Dictionary of Art Terms. — Thames and Hudson, 1984. — Р. 89
- Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. — Л.: Искусство, 1973. — С. 197
- Власов В. Г. Ришье, Лижье // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 263. — ISBN-5-88737-010-6
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
Основные произведения
- Алтарь в церкви Виеньелье-ле-Гаттоншатель
- Скульптурная группа Голгофа. Распятие в церкви Сен-Этьенн в Бар-ле-Дюке
- Скульптурная группа Голгофа. Распятие в церкви Сен-Женгольт в Бри
- Христос на кресте в церкви Нотр-Дам в Бар-ле-Дюке
- Положение во гроб в церкви Сен-Этьенн в
- Положение во гроб в церкви Сен-Мартен в Понт-а-Муссоне
- Христос, несущий крест в церкви Сен-Лоран в Понт-а-Муссоне
- Положение во гроб в
- Пьета в соборе Сен-Мишель
- Пьета в церкви Сен-Мартен в (с 1905 ей присвоен статус «исторического памятника»)
- на смертном одре в капелле миноритов в Нанси
- 2020-02-25
- 1