Interested Article - Маркс, Адольф Бернхард

Фридрих Генрих Адольф Бернхард Маркс ( нем. Friedrich Heinrich Adolf Bernhard Marx , первые два имени не употреблялись; от рождения до крещения в 1819 году Самуэль Мозес Маркс ; 15 мая 1795 , Галле 17 мая 1866 , Берлин ) — немецкий музыковед , музыкальный педагог и композитор .

Биография

Из еврейской семьи, сын врача. Изучал право в своём родном городе, одновременно беря уроки музыкальной композиции у Даниэля Готлоба Тюрка . С 1821 года — в Берлине . В 1825 году назначил Маркса редактором новоучреждённой «Берлинской всеобщей музыкальной газеты» ( нем. Berliner allgemeine musikalische Zeitung ); интеллектуально заострённые критические статьи Маркса, зачастую направленные против берлинского музыкального истеблишмента во главе с Карлом Фридрихом Цельтером , вызывали одобрение Бетховена .

В 1820 30-е годы Маркс был весьма близок с Феликсом Мендельсоном и оказал на него существенное влияние — в частности, то, что переработка Мендельсоном увертюры «Сон в летнюю ночь» ( 1826 ) произведена под воздействием идей Маркса, отмечалось в мемуарах Эдуардом Девриентом . В 1829 году Маркс убедил Шлезингера опубликовать « Страсти по Матфею » Иоганна Себастьяна Баха , только что заново открытые Мендельсоном, а в 1830 году Мендельсон рекомендовал Маркса на новоучреждённый пост профессора музыки в Берлинском университете . Маркс и Мендельсон условились даже обменяться либретто — с тем, чтобы каждый написал по оратории на текст другого; однако Мендельсон внёс значительные изменения в созданный Марксом текст оратории «Павел» ( 1836 ), а на просьбу Маркса исполнить его ораторию «Моисей» с текстом самого Мендельсона ответил отказом, заявив, что качество музыки неудовлетворительно. Взбешённый Маркс после этого уничтожил все хранившиеся у него письма Мендельсона (а его оратория «Моисей» была исполнена лишь в 1853 году Ференцем Листом ).

Основной вклад в музыку Маркс внёс как педагог и теоретик. В 1826 году он опубликовал учебно-методический труд «Вокальное искусство» ( нем. Kunst des Gesangs ), в следующем году по совокупности работ (то есть за эту книгу и статьи в периодике) получил докторскую степень в Марбургском университете .

Маркс оценивается как автор, «возможно, самого развитого и влиятельного учения о форме (Formenlehre) XIX века» , которое он изложил в четырёх томах «Учения о музыкальной композиции» ( нем. Die Lehre von der musikalischen Komposition , 1837 1847 годы ; несколько переизданий выдержал и английский перевод Г. Сарони в США). Наибольшую популярность получила изложенная в этом трактате теория песенных форм , однако сам Маркс, в отличие от своих эпигонов, не применял понятие «песенная форма» к инструментальной музыке (см. «Учение о музыкальной композиции», т. 3, кн. 7, ч. 3 «Песенная форма»). Маркс написал также монографию о Бетховене ( нем. Ludwig van Beethoven: Leben und Schaffen ; 1859 ) и книгу воспоминаний ( нем. Erinnerungen aus meinem Leben ; 1865 ).

В 1850 году вместе с Теодором Куллаком и Юлиусом Штерном Маркс основал так называемую Консерваторию Штерна и до 1857 года оставался одним из её руководителей.

Избранные сочинения

  • Die Lehre von der musikalischen Komposition. 4 Bde. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1837—1847 (1837; 1842; 1845; 1847); многие репринты

Примечания

  1. Burnham S. Form // The Cambridge History of Western music theory. Cambridge, 2002, p.887.

Литература

  • Ломтев Д.Г . Терминологические парадоксы в «Учении о музыкальной композиции» А. Б. Маркса // Музыковедение, 2012, № 7, c. 7-12.
  • Siegfried Chr . Das Wirken Adolf Bernhard Marx' — Aspekte zur musikkulturellen Entwicklung Berlins in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts. Dissertation. Potsdam, 1992.

Ссылки

Источник —

Same as Маркс, Адольф Бернхард