Interested Article - Нижняя одежда
- 2020-09-29
- 2
Нижняя оде́жда , ни́жнее бельё , бельё нате́льное , арх. испо́днее — одежда , надеваемая непосредственно на тело человека и предназначенная для создания благоприятных гигиенических условий.
История
Древний мир и античность
Нательное бельё в современном понимании не было известно в древнем мире. Предметом одежды, наиболее близким по форме и назначению к современному белью, являлась набедренная повязка , причём в тёплом климате это была основная и самостоятельная часть примитивного облачения древнего человека .
В Древнем Египте набедренная повязка — схенти — была главным, а зачастую единственным предметом одежды мужчин. Во времена Древнего царства она представляла собой полосу ткани, которую обёртывали вокруг бёдер и крепили на талии поясом. Низшие классы (солдаты, рабочие, ремесленники и пр.) носили повязку в виде пояса с пропущенным спереди куском грубой небелёной ткани . Существовали и набедренные повязки, внешне напоминающие современное бельё: в то время, как широкая часть полотна прикрывала ягодицы и перевязывалась концами на талии, более узкую часть пропускали между ног и завязывали аналогичным образом. Кожаную набедренную повязку подобного типа, которая, вероятно, пришла в Египет из Нубии , часто надевали поверх повязки из ткани . Женщины закрывали бёдра узким поясом, к которому крепилась пропущенная между ног ткань — подобным образом одеты танцовщицы и рабыни на египетских фресках .
Набедренные повязки носили в Древней Греции в эпоху архаики (затем их вытеснили драпированные одежды) и в Древнем Риме , где они, впрочем, не являлись обязательной частью костюма. Роль нательного белья играла туника , а уже поверх неё римляне надевали плащ или тогу . Тем не менее, согласно Цицерону , актёры и ораторы во время выступления на сцене в угоду стыдливости обязательно надевали под верхнюю одежду набедренную повязку, т. н. subligaculum . Иногда римляне носили нательную облегающую шерстяную рубаху — subucula , — которая несла не гигиенические функции, а защищала тело от холода. Римлянки, чтобы казаться стройнее, бинтовали грудь и бёдра , а, занимаясь спортом, надевали кожаные набедренные и нагрудные повязки — strophium или mamillare , прототипы современного бюстгальтера .
Средневековье
В эпоху Средневековья функцию мужского нательного белья выполняли брэ — штаны из белого или небелёного льна , присборенные на талии и подпоясанные шнуром. Поверх надевались шоссы — узкие разъёмные штаны, крепившиеся завязками к поясу . В эпоху раннего Средневековья длина брэ достигала колен, но с течением времени они укорачивались и к XV веку появились брэ, внешне напоминающие шорты .
Также и мужчины, и женщины носили — нательную рубаху простого кроя из льна, хлопка или шерсти, с длинными узкими рукавами и круглым вырезом горловины [ источник не указан 4551 день ] . Женская камиза доходила до щиколотки, а мужская, с клиновидными вставками по бокам, закрывала верхнюю часть бедра [ источник не указан 4551 день ] . Камиза могла быть просторной либо облегать тело благодаря шнуровке, которая собирала ткань на боках. Существовали женские камизы без рукавов, которые держались на плечах на узких бретельках, силуэтом напоминая современные сорочки. К концу эпохи высокого Средневековья камизы знати (особенно в Испании ) могла украшать обильная вышивка шёлком , золотыми и серебряными нитями , однако, данная тема является спорной, так как в различные периоды Средневековья сам покрой камизы существенно отличался.
Камизы и брэ, тем не менее, нельзя назвать полноценными аналогами современного белья. Верхняя одежда закрывала их только частично, кроме того с ними не были связаны современные представления о стыдливости или неуместности демонстрации — крестьяне, например, во время работы в поле носили брэ как самостоятельный предмет одежды.
Возрождение
Нательные рубашки и штаны оставались основными предметами нижнего белья и в эпоху Возрождения , отличаясь от средневековых несколько усложнённым кроем и степенью отделки. Нательные штаны эпохи Возрождения, в отличие от мешковатых средневековых брэ, достаточно плотно прилегали к телу и приобрели близкие к современным линии кроя. Чаще всего они были сшиты из светлого полотна, слегка присборены на талии и по краю отделаны вышивкой. Встречалось и бельё из ткани с цветным узором.
Характерными чертами мужских и женских сорочек были плавные линии кроя, использование полотна светлых оттенков — кремового, белого или шафранного, искусная вышивка (в особенности были популярны растительные мотивы и геометрические узоры, выполненные чёрным шёлком), присборенные у запястья рукава с манжетами, квадратные либо круглые вырезы горловины, а также горловина, собранная складками, либо оформленная стоячим воротничком. Состоятельные классы носили подобные рубашки и в качестве ночного облачения. Силуэт мужских рубашек, в отличие от просторного женского, был прямым или с несколько расклёшенным подолом.
Сорочки, которые носили в разных слоях общества, различались преимущественно качеством ткани и богатством отделки — высшие сословия могли позволить себе тонкое льняное бельё, полностью расшитое узорами, а простолюдины довольствовались рубахами из грубого полотна . Часто верхняя одежда не полностью закрывала рубашку — так, она могла быть видна в прорезях между лифом и съёмными рукавами женского платья. Низкая линия женского лифа или края мужского верхнего платья тоже позволяла демонстрировать сорочку, в особенности если её горловина была оформлена в виде воротничка . В XVI веке появились первые корсеты — кожаные или металлические [ источник не указан 2291 день ] , — которые женщины надевали поверх сорочки .
XVIII и XIX века
В эпоху Просвещения основными предметами мужского и женского нательного белья оставались длинные сорочки — в зависимости от состоятельности владельца простые или богато декорированные, со сложным кроем. Так, аристократия носила шёлковое бельё, обильно украшенное кружевом , лентами, шитьём золотыми и серебряными нитями . Кальсоны по-прежнему являлись принадлежностью исключительно мужского костюма. Во времена Директории , когда в моду вошли лёгкие муслиновые платья, напоминающие сорочки — с большим декольте , обнажающим плечи, и поясом под грудью, — женщины носили в качестве нательного белья облегающее телесного цвета . В конце века были изобретены прядильная машина и первая эффективная хлопкоочистительная машина , что дало толчок развитию текстильного производства и, как следствие, положило начало массовому выпуску и потреблению белья. В начале XIX века панталоны утвердились и в женском гардеробе: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры. Отличительная особенность кроя первых панталон — раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым. В 1860-х годах панталоны стали ещё короче и доходили только до колен.
Просторные женские сорочки в XIX веке кроились из белого льняного или хлопчатобумажного полотна. Их характерными чертами были короткие рукава (часто с буфами), длина до щиколотки, овальная либо прямоугольная горловина. Если поверх сорочки надевалось бальное платье, вырез горловины мог быть очень глубоким. В 1870-х годах женская нательная рубашка укоротилась и стала более плотно прилегать к телу. К концу века она превратилась в отделанную кружевом и шитьём сорочку очень простого покроя на узких плечиках с разнообразным оформлением горловины — вырез мог быть круглым, прямоугольным или треугольным. Популярными тканями оставались хлопок и лён, реже использовался шёлк . В 1890-х годах появились первые прототипы современного бюстгальтера , которые поддерживали грудь и надевались поверх корсета .
XX век
Особенностью женского туалета средних и высших классов конца XIX века — начала XX века была исключительная многослойность нижнего белья. Женщина поочерёдно надевала :
- Чулки
- Панталоны и сорочку до середины икры либо комбинацию (сочетание сорочки и панталон)
- Корсет
- Нижнюю юбку с воланами , полностью скрывающую ноги, из лёгкого, отделанного кружевом и лентами полотна
- Льняную кофточку на корсет, т. н. corset cover
- Подушечку для турнюра , крепившуюся сзади на уровне поясницы
- Вторую нижнюю юбку из более плотного полотна
- Верхнюю одежду — корсаж и верхнюю юбку, либо платье
См. также
Примечания
- .
- ↑ .
- .
- .
- ↑ .
- .
- .
- .
- .
- ↑ .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
Литература
- Н. М. Мерцалова. Костюм разных времён и народов.
- Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1987.
Ссылки
|
Раздел ссылок
нуждается в переработке
или в нем указано
слишком много ссылок
.
|
- (англ.) . www.kostym.cz .
- (англ.) . (нем.)
- (англ.) .
- (англ.) .
- (англ.) . 20200926200949 года.
- (англ.) . 20200216195730 года.
- (англ.) .
- (англ.) .
- (англ.) .
- (англ.) .
- (англ.) .
- (англ.) .
- (англ.) . NYPL.org .
- .
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 18 августа 2013 года.
- (англ.) .
- (англ.) .
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 5 июня 2007 года.
- (англ.) .
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 15 июня 2007 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 16 ноября 2007 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 4 сентября 2011 года.
- .
- (англ.) . jessamynscloset.com. Дата обращения: 28 июля 2011. 25 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 19 апреля 2007 года.
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 27 января 2008 года.
- .
- . Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
- .
- . Дата обращения: 11 июня 2007. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
- .
- .
- . Дата обращения: 12 июня 2007. Архивировано из 9 июня 2007 года.
- 2020-09-29
- 2