Interested Article - Долгопят, Елена Олеговна

Еле́на Оле́говна Долгопя́т ( 28 декабря 1963 , Муром ) — российский писатель, сценарист.

Биография

Елена Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в г. Муроме Владимирской области в семье учительницы и военнослужащего. После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта (специальность «Прикладная математика») до 1989 года работала программистом на военном объекте в Московской области . В 1993 году окончила сценарный факультет ВГИКа . С 1994 года по сегодняшний день работает научным сотрудником рукописного отдела Музея кино в Москве.

Творчество

Дебютировала в печати с рассказом «Exit» в журнале «MEGA» (№ 4, 1993 год, Минск). В 1990-е публиковалась в « Юности ». С начала 2000-х рассказы и повести Елены Долгопят регулярно появляются в толстых литературных журналах: « Знамени », « Дружбе народов », « Новом мире » . Несколько рассказов и сценариев были опубликованы в журнале « Искусство кино » .

Автор сборников рассказов «Тонкие стёкла» (2001) , «Гардеробщик» (2005) , «Родина» (2016) , «Русское» (2018) , «Чужая жизнь» (2019) , «Хроники забытых сновидений» (2022) .

В 2017 году книга «Родина» вошла в шорт-лист литературной премии « Национальный бестселлер » ; в 2020 году сборник рассказов «Чужая жизнь» был включен в длинный список премии « Ясная поляна » (в номинации «Современная русская проза») . В 2020 году Елена Долгопят стала лауреатом Одесской международной литературной премии им. Исаака Бабеля , заняв второе место за рассказ «Объект» .

Критика

В критических статьях и отзывах на книги Елены Долгопят неизменно отмечают высокое мастерство новеллиста и оригинальный стиль автора.

Елена Иваницкая в статье «После дебюта» (Дружба народов, 2002, № 6) пишет:

Ее книга повестей и рассказов "Тонкие стекла" — создание настоящего мастера с "лица необщим выраженьем", разнообразного и прихотливого во владении своим искусством, но сразу узнаваемого по неповторимой интонации, особой сердечности и музыкальности повествования.

Владимир Губайловский в статье «Открытая форма» (Дружба народов, 2002, № 9), показывая влияние математики и кинематографа на стиль прозаика, подытоживает:

Елена Долгопят — совершенно сложившийся писатель, со своей узнаваемой интонацией, со своим взглядом на мир, с оценкой этого мира, методом его исследования.

В предисловии к «Чужой жизни» Леонид Юзефович , представляя рассказы Елены Долгопят, замечает:

Это умная проза. Ее простота обманчива, ее кажущаяся безыскусность – итог опыта и мастерства, а авторская сдержанность отзывается в нас неожиданно сильным чувством. Каждый рассказ Елены Долгопят неповторим и может принадлежать только ей. Каждый болезненно бередит душу чувством непрочности, а то и призрачности человеческого существования в отнюдь не иллюзорном, но самом что ни на есть реальном, очень узнаваемом мире. Даже те, где присутствует элемент фантасмагории, воспринимаются не как фантастика, а как возведенная в степень обыденность. Приемы, за счет которых достигается этот эффект, мне неизвестны. Подозреваю, что загадка воздействия этих текстов на читателя в чем-то таком, чему не научат ни на каких литературных курсах .

в свою очередь в статье «Тихое кино» (Урал, 2020, № 2) подчёркивает:

Большинство современных прозаиков — иллюзионисты. Пользуясь необходимым набором инструментов и ловкостью рук, они с разной степенью мастерства выдают обман за правду. Настоящих волшебников в нынешней литературе мало. Создавать истинное волшебство из воздуха, из ничего умеют, скажем, Денис Осокин или Александр Иличевский. Этим же талантом обладает и Елена Долгопят .

В статье «Тот, кто отбрасывает тень» (Новый мир, 2017, № 4) Сергей Костырко приходит к выводу, что Долгопят пишет философскую прозу .

В 2020 году Сергей Костырко на портале назвал Елену Долгопят прозаиком десятилетия 2010-2020:

Долгопят из тех немногих современных писателей, прозу которых закончившееся десятилетие оставляет русской литературе надолго .

Работа в кино

По сценариям Елены Долгопят сняты фильмы и сериалы:

Примечания

  1. . magazines.gorky.media . Дата обращения: 2 января 2021. 22 октября 2020 года.
  2. Елена Долгопят. // Искусство кино. — 2006. — № 8 . 28 января 2020 года.
  3. Елена Долгопят. // Искусство кино. — 2007. — № 6 . 19 января 2020 года.
  4. Елена Долгопят. // Искусство кино. — 2016. — № 1 . 20 февраля 2020 года.
  5. Елена Долгопят. Тонкие стёкла. — Екатеринбург: У-Фактория, 2001. — ISBN 5-94175-098-1 .
  6. Елена Долгопят. Гардеробщик. — Престиж-книга, 2005. — ISBN 5-7905-3661-1 .
  7. Елена Долгопят. Родина. — РИПОЛ Классик, 2016. — ISBN 978-5-386-09486-7 .
  8. Елена Долгопят. Русское. — Флюид, серия "Книжная полка Вадима Левенталя", 2018. — ISBN 978-5-906827-60-9 .
  9. Елена Долгопят. Чужая жизнь. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — ISBN 978-5-17-117488-0 .
  10. Елена Долгопят. Хроники забытых сновидений. — Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. — ISBN 978-5-17-149004-1 .
  11. . www.natsbest.ru . Дата обращения: 2 января 2021. 15 августа 2017 года.
  12. . . 2020-06-19. из оригинала 26 ноября 2020 . Дата обращения: 2 января 2021 . {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |website= ( справка )
  13. . babel-premia-odessa.org.ua . Дата обращения: 2 января 2021. 12 марта 2018 года.
  14. Елена Долгопят. // Знамя. — 2019. — Май ( № 5 ).
  15. Елена Иваницкая. // Дружба народов. — 2002. — № 6 .
  16. Владимир Губайловский. // Дружба народов. — 2002. — № 9 . 4 ноября 2021 года.
  17. Станислав Секретов. // Урал. — 2020. — № 2 . 24 марта 2022 года. .
  18. Сергей Костырко. // Новый мир. — 2017. — № 4 . 14 мая 2021 года.
  19. // . — 2020. — 17 ноября. 27 ноября 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Долгопят, Елена Олеговна