Революционный военный совет
- 1 year ago
- 0
- 0
Временный революционный совет Башкортостана ( Временный Революционный Центральный Совет Башкуртстана , Временный революционный совет Автономного Башкурдистана ) — просоветский альтернативный орган Башкирскому Правительству , созданный сразу после ареста его членов.
Временный Революционный Совет Башкортостана был создан 4 февраля [ 17 февраля ] 1918 года на собрании башкирской молодежной организации « Тулкын » («Волна») в Оренбурге . В состав Совета вошли А. Давлетшин (председатель), Г. Алпаров, Х. Ильясов, М. Муртазин , Ф. Султанбеков, С. Тагиров, Ж. Шарипов, Б. Шафиев , К. Юлмухаметов.
19 февраля 1918 года Оренбургский губернский ревком утвердил состав ВРСБ. Два представителя ВРСБ вошли в Мусульманский военревком, а Бахтигарей Шафиев в состав губернского ревкома Оренбурга.
Главной целью ВРСБ являлось — защита интересов рабочих, крестьян и солдат Башкортостана. Также в своей резолюции ВРСБ подтвердил законность Автономии Башкурдистана , принятой на Всебашкирских курултаях 1917 года, с включением проекта о советской автономии республики. Совету Народных Комиссаров ВРСБ заявил, что категорически против вхождения Башкортостана в Урало-Волжский штат, который организовали татары и сообщил, что отправляет полноправное представительство в Москву для подтверждения башкирской автономии. 26 марта представительство из четырех человек под руководством Бахтигарея Шафиева представили в Наркомнаце «Проект автономии Башкортостана» . Но проект не был рассмотрен, так как Комиссариат по делам мусульман и Наркомнац уже подготовили проект о Татаро-Башкирской Советской Республики .
Деятельность ВРСБ не раз подвергалась противодействию со стороны комиссара по делам национальностей Г. К. Шамигулова , который отрицательно относился созданию Башкирской Советской Республики. Позиция Шамигулова была поддержана секретарем Оренбургского губкома партии Коростелевым и некоторыми другими членами . 30 марта 1918 года Оренбургский губернский исполком распустил ВРСБ, по причине, что пролетарская революция не признает национальных границ и автономий и что деятельность ВРСБ не отличается от деятельности Башкирского областного (центрального) шуро . Но ВРСБ не подчинился этому решению и с началом апреля переехал в город Стерлитамак . Вскоре он прекратил своё существование.
Временный революционный совет Башкортостана так и не смог осуществить проект автономии, как и из-за отсутствия поддержки населением, так и из-за того факта, что советское правительство поддерживало реализация проекта Татаро-Башкирской советской республики .
Согласно проекту, предоставленного Временным революционным советом Башкортостана на утверждение в Совет народных комиссаров и Наркомнац , автономный Башкортостан должен был войти в составе РСФСР , как один из её федеративных штатов. Высшим органом власти в пределах автономии должен был стать съезд советов, который избирает «Главный совет депутатов». В обязанности съезда советов входило:
В обязанности же, так называемого, Главного совета депутатов входило:
Для осуществления власти на местах должны были быть созданы кантональные советы и исполнительные комитеты, которые временно пользовались положение об аналогичных органах власти Башкурдистана — положением о кантональных думах и управах. Для осуществления судебной власти создавалась «временная высшая судебная инстанция на месте пребывания правительства Башкортостана, которая впредь до выработки курултаем законоположений, руководствуется существующими законами» .
Согласно проекту ядро штата (автономии) должна была составить восточная часть Башкирии , в которой по утверждению ВРСБ 95% населения составляли мусульмане. Это южная часть Красноуфимского уезда, юго-восточная часть Екатеринбургского , юго-западная часть Шадринского , юго-западная часть Челябинского , западная часть Троицкого , западная часть Верхнеуральского , северо-западная часть Орского и северная часть Оренбургского уезда . Помимо этого в будущем планировалось включить в состав следующие территории: южная часть Осинского уезда, юго-западная часть Бирского , восточная часть Мензелинского , восточная часть Бугульминского , восточная часть Бугурусланского , северо-восточная часть Стерлитамакского .
Данная территория и её границы, как говорилось в проекте, являлась установленной пока односторонне — «только волею одного башкирского народа» .