Interested Article - Церковь святых апостолов (Карс)

Церковь святых апостолов ( арм. Սուրբ Առաքելոց եկեղեցի , тур. Aziz Havariler Kilisesi или « Церковь двенадцати апостолов », тур. 12 Havariler Kilisesi ) — бывший христианский храм Карса , превращённый в настоящее время в мечеть . Расположен у подножия крепости Карс .

Построен как армянский храм в X веке при царе Абасе I (ок. 928—953). Историки Степанос Таронеци , Самуел Анеци и Мхитар Айриванеци назвали данный храм собором . В 1579 году обращён в мечеть Кюмбет-Джами ( тур. Kümbet Camii — « купольная мечеть »). После вхождения края в состав Российской империи стал православным храмом. В XIX веке в армянских источниках становится известен как «Церковь святых апостолов» . В 1993 году снова перестроен в мечеть Кюмбет-Джами и в настоящее время является частью большого исламского комплекса, включающего мечеть Евлия, самую большую мечеть в Карсе .

История

Строительство

В церкви нет сохранившихся настенных надписей, а точная дата её основания неизвестна. Надписи, возможно, были удалены в последующие века мусульманами. Однако источник XI века утверждает, что собор был построен во время правления царя Абаса I , который правил Анийским царством между 928 и 958 годами. Карс служил столицей данного царства в этот период. Историк XI века Степанос Таронеци писал, что царь Абас «построил священный собор города Карс из каменных блоков с блоками из песчаника, которые были отполированы сталью: [церковь] была увенчана круговым куполом, орнамент которого напоминал небесный свод» и что собор уже был построен во время правления католикоса Анании I (Анании Мокка) (943—967). Хроники Самуила Анеци (XII век) и Мхитара Айриванеци (XIII век) указывают на 931—932 в качестве начала строительства церкви .

Запустение и преобразование в мечеть

Церковь, вероятно, была заброшена после того, как сельджуки завоевали Карс в 1064—1065 годы . Считается, что церковь была «частично покрыта землей» в средние века .

После завоевания значительной части Армении, в том числе Карса, Османской империей в XVI веке церковь была преобразована в мечеть в 1579 году Мустафа-Пашой . Считается, что мечеть Сулеймана Эфенди, упомянутая турецким путешественником XVII века Эвлиёй Челеби , являлась на самом деле именно этим зданием .

XIX — начало XX века

После взятия Карса Русской армией в 1877 году здание было преобразовано в православный храм . Храм относился к Грузинскому экзархату Русской православной церкви . «Портики были построены перед западными, северными и южными порталами, чья первоначальная структура была разрушена. На восточной стороне была возведена ризница, покрывающая весь фасад, и внутри был построен иконостас» . Также рядом с храмом была построена в таком же стиле колокольня (не сохранилась).

На более поздних этапах Кавказской кампании Первой мировой войны после Октябрьской революции и начала гражданской войны русские войска в массовом порядке покинули Кавказ. В апреле 1918 года турки захватили Карс, и храм снова превратился в мечеть. Согласно Мудросскому перемирию , турки должны были уйти на довоенную границу. Республика Армения получила контроль над городом в 1919 году, и здание была обращено обратно в армянскую церковь .

В современной Турции

В 1920 году в результате армяно-турецкой войны Карс снова стал частью Турции. Собор перестаёт функционировать как церковь и вскоре снова превращается мечеть, но вскоре после этого Кемалистское правительство выставило его на продажу. Муниципалитет Карс купил его и планировал снести его, чтобы построить школу на своём участке, но план был так и не был приведён в жизнь. В 1950-х годах муниципалитет использовал его для хранилище нефти .

В период с 1964 по 1978 год здание функционировало как Музей Карса . После того, как музей переехал в новое помещение, памятник был заброшен до 1993 года, когда он был вновь преобразован в мечеть под именем Кюмбет-Джами и передан . По словам Питера Коуэ, по состоянию 1998 года «оригинальная высокая армянская бема с высоким русским иконостасом XIX века всё ещё были на месте» .

В интервью 2005 года мэр Карса Наиф Алибейоглу заявил о планах восстановления собора и добавил, что после ремонта «культурный центр или музей будет гораздо более уместным» . Журнал The Economist привёл открытие данного строения в качестве мечети в качестве примера искоренения армянского культурного наследия в Турции .В 2022 году в интерьере храма присутствуют как мусульманские элементы ( минбар , михраб , курси — кафедра для чтения Корана ), так и резной каменный иконостас, с проёмами на месте икон .

Архитектура

Церковь в начале XX века

Это центрально спроектированный куполообразный тетраконх , имитирующий церковь Святого Иоанна Крестителя в Мастаре , построенную в VII веке .

Главный вход в церковь расположен на западной стороне. Кроме того имеется ещё два входа с южной и северной сторон .

«Внутренний план отражается во внешних объёмах: четыре апсиды исходят из центральной квадратной травеи , над который поднимается круговой купол. Внешне прямые углы квадрата между раковинами выступают около трёх метров за боковые стороны апсид, внутри они представлены четырьмя двугранными углами, каждый из которых увенчан тромпом » .

«На пазухах сводов между двенадцатью арками на барабане есть двенадцать фигурных рельефов в стоячем положении. Они выполнены в очень примитивном стиле. Согласно J.M. Thierry, эти фигуры представляют собой двенадцать апостолов , почитание которых пришло из Византии в X—XI веках» .

Галерея

Примечания

  1. Watenpaugh, Heghnar Zeitlian. (англ.) // (англ.) : journal. — 2014. — December ( vol. 73 , no. 4 ). — doi : . — JSTOR . 5 октября 2016 года.
  2. Jones, Lynn. Between Islam and Byzantium: Aght'amar and the Visual Construction of Medieval Armenian Rulership (англ.) . — Burlington, Vermont: Ashgate , 2007. — P. 98. — ISBN 978-0754638520 . . — «Between 930 and 937 Ashot II's uncle and successor, Abas I, built a cathedral at Kars, then the Bagratid capital, in imitation of the seventh-century church of St John at Mastara.».
  3. (тур.) . (1 июля 2007). Архивировано из 6 декабря 2014 года.
  4. . Armenian Studies Program . Архивировано из 30 октября 2014 года.
  5. (тур.) . kars.gov.tr . Архивировано из 6 ноября 2014 года.
  6. Sağır, Güner (тур.) 12–14. Malatya: Turkish Ministry of Culture and Tourism. General Directorate of Cultural Assets and Museums (23 мая 2011). Дата обращения: 28 декабря 2017. 12 ноября 2020 года.
  7. (тур.) . Radikal (16 августа 2005). 6 декабря 2014 года.
  8. Demirci, Mehmet; Kurt, Süleyman; Öylek, Yahya; Kaban, Murat (тур.) . (29 марта 2007). — «Ermenistan resmi heyeti, Van'dan önce geldikleri Kars'ta eski ismi "12 Havariler Kilisesi" olan Kümbet Camii...» Архивировано из 8 декабря 2014 года.
  9. (арм.) (19 января 2013). — «Թուրքերն այժմ այն կոչում են «Գմբեթավոր մզկիթ»:» Дата обращения: 28 декабря 2017. 9 декабря 2014 года.
  10. Sarıaslan, Kübra Zeynep 53. (сентябрь 2010). — «Evliya Mosque is the biggest mosque in Kars, with the largest community. The mosque was newly constructed and it is located at the center of a huge religious complex that includes the Armenian Church, which was converted to a mosque in 2007.» 4 ноября 2014 года.
  11. Н. Т.-М., Л. Масиель Санчес. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 593-597. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  12. (тур.) . Milliyet (23 июня 2008).
  13. . bvahan.com (1998). 2 марта 2017 года.
  14. . The Economist (13 января 2011). — «He might have included Kars' Armenian legacy, but that is being erased. A long-abandoned tenth-century Armenian church recently reopened—as a mosque.» Дата обращения: 28 декабря 2017. 16 мая 2013 года.
  15. . Soviet Armenian Encyclopedia vol. 5 (арм.) . — Yerevan: Armenian Soviet Encyclopedia , 1979. — С. 344. . — «Մաստարայի եկեղեցու տիպի կենտրոնագմբեթ կառույց է՝ չորս աբսիդով, արլ-ից երկու ավանդատներով:».

Ссылки

Источник —

Same as Церковь святых апостолов (Карс)