Interested Article - Киево-Могилянская академия (1659—1817)
- 2020-03-07
- 1
Ки́ево-Могиля́нская акаде́мия ( лат. Academia Kiioviensis Mohileana ) — историческое высшее учебное заведение в Киеве , которое под таким названием существовало с 1701 до 1817 года (с 1631 по 1701 год — как Киево-Могилянская коллегия ). Учредителем коллегии являлся митрополит Пётр Могила . Первое упоминание о коллегии в международных дипломатических документах фиксируется в Зборовском договоре от 9 августа 1649 года.
Несколько современных высших учебных заведений претендуют на преемственность от Киево-Могилянской академии, среди них прежде всего Национальный университет «Киево-Могилянская академия» , а также Киевская духовная академия УПЦ и семинария и Киевская православная богословская академия ПЦУ .
История
Киево-Могилянская академия была основана на базе Киевской братской школы при Киево-Братском Богоявленском монастыре , которая в 1615 году получила помещение от шляхтянки Галшки Гулевичивны . Некоторые учителя Львовской и Луцкой братских школ переехали преподавать в Киев . Школа имела поддержку Войска Запорожского и, в частности, гетмана Сагайдачного .
В декабре 1631 года объединились Киевская братская и ( Киево-Печерская ) Лаврская школы. В результате была создана Киевская коллегия (впоследствии Киево-Могилянская) . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Могилянскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования по образцу иезуитских учебных заведений.
Большое внимание в коллегии уделялось изучению языков, в частности польского и латыни (язык преподавания). Сословных ограничений для получения образования не было. В коллегии изучались церковнославянский , русский (с 1751 года), греческий , польский языки, а основным языком обучения был латинский. Студенты воспитывались в православном духе. Изучалась отечественная и мировая история , литература , поэзия , философия . Здесь также преподавались элементарная теория музыки (по западному образцу) и пение, катехизис , арифметика , риторика , богословие . Воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. В коллегию принимали детей всех сословий. В XVII веке Киево-Могилянская академия имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения: аналогия , или фара, , грамматика , , пиитика , риторика , философия и богословие . Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. Студенты могли учиться и дольше, учитывая то, что академия была высшей школой. Студенты имели право учиться в ней, сколько желали, без возрастного ограничения. Студентов не наказывали и не отчисляли за учёбу, учитывалось их тяжёлое материальное положение и болезни. Предоставлялась возможность оставаться на второй, и даже, третий год в том же классе.
Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников). Преподавателей для коллегии вначале готовили в университетах Европы, а в скором времени коллегия готовила их сама.
Пётр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для существования и обучения. При нём было выстроено новое каменное помещение под школу. Оно существует и сегодня на территории Киево-Могилянской академии и известно как Трапезная или Святодуховская церковь. Умирая, Могила завещал коллегии большие средства и библиотеку, содержащую 2131 книгу, дома и дворовые постройки на Подоле, хутор Позняковский, сёла Гнедин, Процев и Ровно.
Согласно черновику Гадячского договора 1658 года между Речью Посполитой и Гетманщиной предполагалось предоставить коллегии статус академии и равные права с Ягеллонским университетом . После вхождения малороссийских земель в состав Русского царства статус академии был подтверждён в грамотах русских царей Ивана V в 1694 году и Петра I 1701 года .
Киево-Могилянская академия стала первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания. В академии круг изучаемых наук был расширен. Введены языки французский (с 1753 года), немецкий (с 1738). С целью изучения христианских первоисточников было введено изучение еврейского диалекта арамейского языка . Изучались естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. За время существования Киево-Могилянской академии, из её стен вышло много известных выпускников. Авторитет и качество образования в академии приводили сюда иностранных студентов: белорусов, валахов, молдаван, сербов, боснийцев, черногорцев, болгар, греков и итальянцев. Воспитанники академии часто продолжали образование в университетах Европы, поскольку, согласно европейской традиции, преподавание проводилось на латыни .
Число преподавателей к концу XVIII в. доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10 000 книг. Богословие с 1759 года преподавалось по системе Феофана Прокоповича , риторика — по руководству к красноречию Ломоносова , остальные предметы — по иностранным руководствам. В 1742 году число учащихся доходило до 1234 человек.
Киевская академия обладала уникальной библиотекой. Она комплектовалась на протяжении двух веков. Она была заложена ещё в Братской школе. Потом Пётр Могила передал коллегии свои книги. Сложилась традиция дарить Академии книги. Библиотека пополнялась также за счёт покупок и поступлений от типографий Украины. Библиотека обладала книгами из России, Украины, Белоруссии. Имелись книги, изданные в Амстердаме, Гамбурге, Галле, Берлине, Братиславе, Данциге, Варшаве, Лондоне, Париже, Риме, Болонье и других местах. Кроме печатных книг, в библиотеке сохранялись многочисленные рукописи — хроники, летописи, воспоминания, дневники, а также лекции профессоров, конспекты студентов, документы минувших веков и текущая документация, значительное место занимали подписные издания.
После основания Московского университета в 1755 году , значение Киевской академии снизилось .
Образование в 1805 году Харьковского университета окончательно лишило Киево-Могилянскую академию прежней роли высшего учебного заведения. Однако делались попытки превратить её в университет, открыть дополнительные факультеты: правовой, медицинский, математический и другие. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта , в её здании была открыта Киевская духовная семинария , реорганизованная в 1819 году в академию , рассматривавшуюся как правопреемница Киево-Могилянской академии.
В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище .
Названия академии
Никто при жизни Петра Могилы не называл коллегию (академию) «Могилянской», ни польские короли , ни русские цари. Это произошло спустя 20 лет со дня его смерти. Впервые это название находится в грамоте короля Польши Михаила Корибута Вишневецкого (внучатого племянника Петра Могилы , сына Иеремия , внука Раины Могилянки ) в 1670 году: «Мы нашей королевской властью разрешили, после такого тяжёлого разрушения и опустошения, восстановить упомянутую Киево-Могилянскую коллегию и находящиеся в ней школы».
За времена своего существования Киевскую академию называли в честь своих благотворителей. Кроме Киево-Могилянской, в честь Петра Могилы , её называли также Могило-Заборовскою, в честь Рафаила Заборовского . Согласно исследованию З. И. Хижняк и В. К. Маньковского, во времена гетмана Ивана Мазепы академию также называли Могилянско-Мазепинскою .
Учебный процесс
Обучение в академии было открытым для всех сословий общества. Учебный год начинался с 1 сентября, но хотя желающих принимали и в разгар учебного года. После собеседования с префектом они начинали обучение в академии. Язык преподавания — латинский .
Процесс обучения в Киевской Академии длился двенадцать лет и разделялся на восемь классов. Предметы делились на так называемые ординарные и неординарные классы. К ординарным принадлежали: фара, инфима, грамматика , синтаксисма, поэтика (пиитика), риторика , философия и богословие . В неординарных классах преподавались греческий , польский , немецкий , французский , иврит и русский языки , история, география , математика (курсы включали алгебру , геометрию , оптику , диоптрику , физику , гидростатику , гидравлику , архитектуру , механику , математическую хронологию), музыка , нотное пение, рисование , красноречие, медицина , сельская и домашняя экономика . С 1751 года в академии начали преподавать русский язык и поэзию , с 1784 года было запрещено читать лекции на украинском языке. По подсчётам историков, в XVIII веке в Киево-Могилянской академии всего изучалось около 30 учебных дисциплин. .
Выпускникам академии предоставлялся сертификат об окончании академии с подписями ректора и префекта.
Традиции в академии
В академии происходили регулярные поэтические соревнования по декламации стихов известных поэтов, а также собственных стихов. Наиболее искусных стихотворцев чествовали лавровыми венками и присваивали звание «лавроносного поэта» ( лауреата ).
Здания академии
Вероятно, первоначально школа располагалась в доме, подаренном братству Галшкой Гулевичевной , однако его местоположение точно не установлено. Некоторые отождествляли его со зданием, использовавшимся впоследствии как поварня Братской обители , однако археологические исследования показали, что это строение было возведено лишь на рубеже XVII и XVIII веков.
В 1690-х годах, когда приводилось в порядок хозяйство Богоявленского монастыря , то гетман Иван Мазепа подтвердил собственность монастыря на принадлежавшие ему земли и пожаловал монастырю новые угодия, а также выделил средства и на строительство нового учебного помещения для академии. Это здание сохранилось, но было несколько перестроено в XIX веке
Первое деревянное здание бурсы появилось ещё во времена митрополита Петра Могилы. Там жили воспитанники-бедняки с 1719 года до пожара 1766 года. В 1763-1765 году на берегу Днепра построили новое деревянное здание бурсы на каменном фундаменте. Когда и его уничтожил пожар 1775 года, то на старом фундаменте начали возводить каменный «сиротопитательный бурсацкий дом», а в 1810-1811 годах к нему пристроили 2-й этаж .
Упоминания в культуре
Киево-Могилянская академия и учреждения-преемники упоминаются в произведениях художественной литературы. В повести Николая Гоголя « Тарас Бульба » сыновья Тараса Бульбы были студентами академии. Киевская академия упоминается в двух романах Павла Загребельного «Я, Богдан» и «Южный комфорт». Киевская духовная академия фигурирует в произведениях «Облака» Ивана Нечуй-Левицкого и «Печерские антики» Николая Лескова . В поэме «Боярыня» Леси Украинки один из главных действующих лиц — Степан — выпускник Киевской академии.
В 1992 году была выпущена почтовая марка с изображением Киево-Могилянской академии. Староакадемический корпус академии изображён на купюре в 500 гривен , а также на логотипах Украинского научного института Гарвардского университета и Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины .
Значение Киево-Могилянской академии
Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской семинарии . В энциклопедии «Киево-Могилянская академия в именах. XVII—XVIII столетия», изданной в 2004 году, приводятся имена 1482 деятелей, связанных с академией. Из стен Киево-Могилянской академии вышло 14 гетманов Украины. Среди них: Иван Мазепа , Филипп Орлик , Павел Полуботок , Даниил Апостол , Юрий Хмельницкий , Иван Выговский , Пётр Дорошенко , Иван Скоропадский , Павел Тетеря , Иван Брюховецкий , Михаил Ханенко , Иван Самойлович . Признанные святыми митрополиты Димитрий (Туптало) , Пётр Конюшкевич , Иван Максимович . С академией связаны судьбы Мелетия Смотрицкого , Феофана Прокоповича , Лазаря Барановича , Григория Сковороды , Максима Березовского , Артемия Веделя и прочих. Некоторое время в академии проучился и Михаил Ломоносов .
Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский , Лазарь Баранович , Иоанникий Голятовский , Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий , Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский , Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский , Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захария Копыстенский , Лаврентий Зизаний , Александр Мытура и другие.
В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , Иоаникий Галятовский , Иннокентий Гизель , Даниил Самойлович , Иосиф Кононович-Горбацкий . В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий поэт и учёный Симеон Полоцкий , по инициативе которого была учреждена в 1687 году Славяно-греко-латинская академия .
Университет долгое время был также важной религиозной школой, отсюда вышли такие известные христианские деятели, как Стефан Яворский , Феофан (Прокопович ) и Дмитрий Ростовский . Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в XVIII столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Киевской академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Киевской академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.
В течение XVII и XVIII веков Киево-Могилянская академия была колыбелью культурной жизни Малороссии и Российской империи . Несколько поколений художников, архитекторов, музыкантов и учёных были воспитаны в ней, например архитектор Иван Григорович-Барский , композитор Артемий Ведель , философ Григорий Сковорода и учёный Михаил Ломоносов . После преобразования в Киевскую духовную академию учебное заведение сохранило свою международную репутацию, как центр православного религиозного образования.
Ректоры
- Лазарь Баранович (1650—1657)
- (1657)
- Иоаникий Галятовский (1660—1662)
- (до 1665)
- Варлаам Ясинский (1665—1673)
- Сильветр Головчич (1672—1684)
- (1684—1685)
- Феодосий Гугуревич (1685—1688)
- Иоасаф Кроковский (1689—1690)
- Пахомий Подлузский (1690—1691)
- (1691—1692)
- Иоасаф Кроковский (1693—1697)
- Прокопий Калачинский (1697—1701)
- Гедеон Одорский (1701—1704)
- Иннокентий Поповский (1704—1707)
- Христофор Чарнуцкий (1707—1710 )
- Феофан Прокопович (1711—1716)
- Сильвестр Пиновский (1717—1722)
- Иосиф Волчанский (1722—1727)
- Иларион Левицкий (1727—1731)
- Амвросий Дубневич (1731—1735)
- Сильвестр Думницкий (1737—1740)
- Сильвестр Кулябка (1740—1745)
- Сильвестр Ляскоронский (1746—1751)
- Георгий Конисский (1751—1755)
- Манассия Максимович (1755—1758)
- Давид Нащинский (1758—1761)
- Самуил Миславский (1761—1768)
- Тарасий Вербицкий (1768—1774)
- Никодим Панкратьев (1774)
- Кассиан Лехницкий (1775—1784)
- Варлаам Миславский (1784—1791)
- Иероним Блонский (1791—1795)
- Феофилакт Слонецкий (1795—1803)
- Ириней Фальковский (1803—1804)
- Иакинф Лагановский (1804—1813)
- Иоасаф Мохов (1814—1817)
Примечания
- ↑ Бурега В. В. , Яременко М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXII : « Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“ ». — С. 698—720. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6 .
- . Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 12 октября 2011 года.
- Декреты царей Ивана и Петра датированные 11 января 1694 года, декрет царя Петра датированный 26 сентября 1701 года. Памятники изданные Киевской временной комиссией, 2:488-97. (рус.) (рус.)
- Нічик В. М., Хижняк З. І. , Києво-Могилянська академія та українсько-німецькі культурні зв’язки, К.: Вид. дім «КМ Академія», 2000
- . Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 26 мая 2009 года.
- . Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 30 мая 2018 года.
- Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано из 3 апреля 2019 года.
- Хижняк З. И., Маньковский В. К. История Киево-Могилянской академии. - М., 2003. С. 63.
- Хижняк С. И., Маньковский В. К. С. 65.
- Киево-Могилянская Академия… — Стр. 996.
- Хижняк С. И., Маньковский В. К. Стр. 74.
- Хижняк С. И., Маньковский В. К. Стр. 76.
- . Дата обращения: 30 мая 2018. 16 ноября 2015 года.
- . Дата обращения: 19 июля 2022. 1 октября 2022 года.
- Здравомыслов К. Я. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Литература
- Аскоченский В. . — К. : Унив. тип., 1856. — 370 с.
- Аскоченский В. . — К. : Унив. тип., 1856. — 566 с.
- Бурега В. В. , Яременко М. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXII : « Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“ ». — С. 698—720. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6 .
- / Никулин М. В. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 643. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
- А. В. Панибратцев. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Петров Н. И. Кирилла Григорьевича Разумовского (1750—1763 гг.). — К. : тип. И. И. Горбунова, 1905. — 43 с.
- Харлампович К. В. Малороссийские влияния на великорусскую церковную жизнь . — Казань: Издание Книжного магазина М. А. Голубева, 1914. — 878 с.
- Яременко М. В. ( от 2 апреля 2015 на Wayback Machine )
- Берлинский М. / М. Ф. Берлинский. — Санктпетербургъ: Типографія Департамента народного просвѣщенія, 1820. — 204 с. : ил., карты.
- Сильвестр . / Сильвестр єпископ Лубенський та Миргородський (проф. С. Гаєвський). — Корнберг: Криниця ; На чужині, 1947. — 18 с.
- Ісидор Іван Патрило.
- Голубев С. Т. . — Київ : Типографія Г. Т. Корчакъ-Новицкаго : 1883—1898. Типографія С. В. Кульженко, — 2 т.]
- Мухин Н. . — К. : Типографія Г. Т. Корчакь-Новицкаго, 1893. — 407 с.
- Шульга В. П. (недоступная ссылка)
- Киево-Могилянская академия. — Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. — 264 с. — ISBN 5-11-000364-5 .
- Микитась В. Давньо-українські студенти і професори. — К. : Абрис, 1994. — 288 с. — ISBN 5-86828-015-6 .
- Андрущенко М. Парнас віршотворний: Києво-Могилянська академія і український літературний процес XVIII ст.. — К. : Українська книга, 1999. — 208 с. — ISBN 966-7219-07-0 .
- Нічик В. М., Хижняк З. І. Києво-Могилянська академія та українсько-німецькі культурні зв’язки // Наукові записки. Історичні науки. — К.: «КМАкадемія», 2000. — Т.18. — С. 12-28.
- Києво-Могилянська академія в іменах. XVII—XVIII ст. (1500 імен). — К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001. — 736 с.
- Хижняк З. І., Маньківський В. К. Історія Києво-Могилянської академії . — К. : Видавничий дім «КМ Академія», 2003. — 181 с. — ISBN 966-518-216-1 .
Ссылка
- .
- 2020-03-07
- 1