Interested Article - Штейн, Абрам Львович

Абра́м Льво́вич Штейн ( 21 августа 1915 , Москва 20 декабря 2004 , там же) — российский литературный критик , литературовед , историк театра, доктор искусствоведения, профессор , член Союза писателей СССР (1964), Союза писателей Москвы , Союза театральных деятелей .

Биография

Абрам Львович Штейн родился в Москве в 1915 г. в семье юриста. В 1937 году окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина , защитив дипломную работу «Мировоззрение Флобера », которая, по мнению научного руководителя , отличалась «большой широтой кругозора и очень ценным стремлением ставить ведущие, центральные проблемы истории литературы» . Затем там же окончил аспирантуру там же и защитил кандидатскую диссертацию о комедиях Шекспира . В самом начале Великой Отечественной войны был призван на фронт, но вскоре демобилизован из-за очень плохого зрения. Работал на радио, был сотрудником ВОКСа . В 1949 году во время антисемитской кампании, проходившей под именем « борьбы с космополитизмом », был ошельмован в прессе, подвергался различного рода проработкам, что на годы закрыло ему возможность каких-либо научных публикаций и любых выступлений в печати. Однако он не был арестован, и ему удалось сохранить место работы в Институте иностранных языков (в будущем — имени Мориса Тореза), хотя проработки были и там; в результате в этом институте он проработал до конца жизни — сначала доцентом , а с 1972 года, после защиты докторской диссертации «Теоретические и исторические основы европейской классической комедии» (1970), профессором кафедры литературы.

Научная деятельность

Научные интересы А. Л. Штейна были очень разнообразны. Начав с изучения западной литературы, он в послевоенные годы обратился к русской литературе, по его собственному признанию, благодаря впечатлению от всего пережитого в Великую Отечественную войну. (Именно за написанную им в этом патриотическом настроении статью о мировом значении « Горя от ума » Грибоедова он и был объявлен космополитом). Результатом этих разнообразных интересов стали и очень разные темы книг и публикаций А. Л. Штейна, которые начали появляться с конца 1950-х годов. Ему принадлежат учебники по истории литератур Франции, Англии, Испании, Германии, США, исследования об эстетике испанского барокко , небольшая книга о Шекспире, книга о « Дон Кихоте ». В 1960-е годы он был организатором и редактором издания «Шекспировский ежегодник», одновременно с этим им были написаны книги об отдельных русских писателях и некоторых проблемах русской литературы. Но при этой широте и разнообразии интересов у исследователя была главная любимая тема — драматургия, обращаясь к которой он достиг наиболее ярких результатов. Широкие представления о европейской драматургии и последующее обращение к изучению драматургии русской помогло ему много сделать для выяснения её художественного своеобразия, её места в мировой литературе, итогом чего явилась монография «Критический реализм и русская драма» (М., 1962). Но среди русских драматургов любимым драматургом А. Л. Штейна был А. Н. Островский , и безусловной заслугой исследователя является выяснение им места этого глубоко самобытного национального писателя в драматургии мировой в посвящённых ему книгах «Мастер русской драмы», «Уроки Островского», «Добрый гений русского театра». Сильной стороной этих книг является безусловно также анализ театральных воплощений пьес великого русского драматурга как мастерами прошлого, так и современным автору театром. Сделать это исследователю помогло не просто то, что среди его научных интересов был интерес к театру, его истории и теории. Кроме этого, у А. Л. Штейна была глубокая связь именно с Малым театром , своего рода влюблённость в «Дом Островского». Он не просто писал рецензии на его спектакли и статьи о его актёрах, он дружил со многими из них, в том числе с Царёвым , Сашиным-Никольским , с «великими старухами» Турчаниновой, Пашенной , Рыжовой, часто редактировал актёрские воспоминания, помогал авторам в их создании.

Общий интерес к драматургии и театру сочетался у А. Л. Штейна с особым интересом к одному из театральных жанров — жанру комедии. Знание и мировой, и русской комедии позволяли ему создать книгу, содержащую самобытную концепцию развития этого жанра в мировой литературе — «Весёлое искусство комедии».

В своих общих теоретических представлениях А. Л. Штейн считал себя последователем философа М. А. Лифшица , твёрдо отстаивал необходимость реализма в искусстве. Его работам был присущ демократический, просветительский пафос, что определяет ясную, доступную форму всех его достаточно сложных по содержанию произведений.

Сочинения

Критика

  • Д. И. Фонвизин : 1745—1792: Очерк жизни и творчества. М., 1945
  • А. Н. Островский . М., 1946
  • Пабло Неруда: Критико-биографический очерк. М., 1952. В соавторстве с В. Н. Кутейщиковой
  • Очерки по истории французской литературы. М., 1958. В соавторстве с М. А. Яхонтовой, М. Н. Черневич
  • Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962
  • История французской литературы. М., 1965. В соавторстве с М. Н. Черневич, М. А. Яхонтовой
  • Три шедевра Островского. М., 1967
  • Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. М., 1973
  • Лекции по испанской литературе эпохи просвещения и романтизма. М., 1975
  • История испанской литературы: Средние века и Возрождение. М., 1976
  • На вершинах мировой литературы. М., 1977
  • Литература испанского барокко. М., 1983
  • Лекция по испанской литературе: Вторая половина XIX в. М., 1984
  • Уроки Островского: Из опыта русского и советского театра. М., 1984

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано из 3 марта 2008 года.
  2. . Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано из 19 февраля 2008 года.
  3. от 27 августа 2021 на Wayback Machine // Мемориальный сайт Норы Галь
  4. . Дата обращения: 18 февраля 2008. 5 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Штейн, Абрам Львович