Interested Article - Цех живописцев Святого Луки

« Цех живописцев Святого Луки » — объединение русских художников, рисовальщиков и живописцев, созданное в апреле 1918 года в революционном Петрограде по инициативе Д. Н. Кардовского , руководителя творческой мастерской в Академии художеств .

Художники объединения вопреки распространению авангардного искусства стремились следовать классическим традициям рисунка и живописи старых мастеров . Отсюда название: Святой Лука Евангелист , по преданию, первым написал портрет Девы Марии с натуры на доске стола, за которым сидело Святое Семейство. Поэтому он почитается небесным покровителем всех живописцев. В западноевропейском Средневековье и в странах Северной Европы XV—XVII веков существовали цеховые объединения художников имени Св. Луки . Академия живописи в Риме также называлась Академией Св. Луки . Работа «Цеха», по замыслу Кардовского, должна была строиться по примеру старинных гильдий и по методике, предложенной самим Кардовским. Во главе «Цеха» стояли «мастера» — Д. Н. Кардовский, В. И. Шухаев , А. Е. Яковлев . «Подмастерьями» были Б. Ф. Коварский, В. Н. Мешков , Н. Э. Радлов , Н. В. Ремизов , М. Э. Фохт. Под их руководством должны были трудиться «ученики». Сотрудники «Цеха Святого Луки» планировали устраивать выставки, лекции и даже самим производить краски.

В основу работы Цеха предлагалась методика преподавания рисунка, выработанная Кардовским в 1896—1900 годах, когда он обучался в известной школе А. Ажбе в Мюнхене . Ранее Кардовский занимался рисунком и живописью в Академии художеств под руководством П. П. Чистякова и И. Е. Репина , затем преподавал в Академии и в собственной студии. Кардовский требовал от учеников ясности формы, убедительной «лепки» формы тоном, внимательности к деталям, цельности и завершённости произведения. Эти качества можно видеть в собственных рисунках Кардовского, а также в работах Н. Э. Радлова и В. И. Шухаева тех лет.

Радлов был старостой мастерской Кардовского в Академии художеств. Шухаев — один из учеников Кардовского в Академии художеств в 1906—1912 гг. Вместе с другом и соучеником по мастерской Кардовского — А. Е. Яковлевым Шухаев создавал произведения, которые позднее относили к течению неоакадемизма (некоторые исследователи связывают их творчество с неоклассицизмом ). Шухаев и Яковлев не примыкали ни к одной из художественных группировок. В апреле 1918 г. они задумали обратиться к ремесленным традициям и опыту старых мастеров

Первое собрание объединения состоялось 17 апреля 1918. Н. Э. Радлов выступил с программным докладом: «О целях и средствах живописного искусства», который впоследствии был опубликован в журнале «Аполлон»: «Мы считаем организуемое нами общество единственным, построенным на общности искусствопонимания его участников… Говоря о нашем искусствопонимании, мы не намерены удивлять кого-либо чем-либо новым. Мы не открыватели новых течений и не изобретатели новых „измов“. Наше искусствопонимание не является одним из возможных новых взглядов на искусство, ищущим своих прав наряду с существующими… Результатом и целью живописного творчества является картина… Две задачи обозначаются перед нами: практическое осуществление целей живописи, то есть создание абсолютных художественных ценностей, и для достижения этого наше совершенствование и подготовка других художников к усвоению живописной грамотности» .

Участники планировали создать товарищество на паях, организовать издательство, клуб, мастерскую по производству художественных красок; устраивать лекции, проводить диспуты. Однако общество не нашло практических путей для реализации этой программы и в том же 1918 году Цех живописцев прекратил существование .

После распада объединения Шухаев и Яковлев не оставили своих идей. Они стремились работать «в духе своих настоящих учителей», имея в виду великих мастеров итальянского Возрождения . Им были чужды поиски импрессионистов и постимпрессионистов , футуристов и кубофутуристов . Прием рисования сангиной с тщательной растушёвкой, так же, как и «гладкая живопись» Шухаева и Яковлева, родившиеся в бесконечных штудиях академических мастерских, свойственны скорее маньеризму и неоакадемизму, чем истинному классицизму. Сами художники называли свой метод «пластическим стилизмом». В 1912—1914 годах Шухаев и Яковлев работали в Италии, главным образом в Риме. Критик С. К. Маковский в обзоре выставки 1916 г. критически отнесся к «эклектическому натурализму» произведений Шухаева и Яковлева, считая их «выхолощенные приемы» проявлением «своеобразного декаданса, прикрывающего пустоту формы» .

Примечания

  1. Радлов Н. Э. Цех Святого Луки // Аполлон, 1917. — № 8-10. — С. 61-79, 92
  2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. — С. 333—335
  3. Маковский С. К. По поводу выставки современных русских живописцев. 1916

Литература

  • Иоффе М. Л. Николай Эрнестович Радлов (Творческий путь) // Радлов Н. Э. Избранные статьи. — М.: «Сов. художник», 1964. — С. 17-18.
  • Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной жизни Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24.— М., 1988. — С. 350,358.
  • Мямлин И. Г. Василий Иванович Шухаев. — Л.: Художник РСФСР, 1972. — С. 40.
Источник —

Same as Цех живописцев Святого Луки