Громов, Владислав Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Владислав Алексеевич Провоторов (род. 26 июня 1947 , Потсдам , Германия ) — советский и российский художник , один из представителей российского Виженари арт . Входил в « Двадцатку московских художников », считается одним из лидеров современной религиозно-мистической живописи . В середине 1990-х годов отошёл от активной художественной деятельности, в настоящее время является протоиереем и настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода (Русская Православная Церковь Московского Патриархата) .
Владислав Алексеевич Провоторов родился 26 июня 1947 года в Потсдаме, в советской зоне оккупации Германии, в семье военного . Учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова . В 1972 году закончил Московское высшее художественно-промышленное училище имени С. Г. Строганова . Через год, в возрасте 26 лет крестился. С 1975 года работал в Художественном фонде РСФСР.
В это время (середина 70-х) Провоторов начинает выставляться, его работы становятся известными широкой публике. В ранних полотнах заметно влияние таких титанов Северного Возрождения как: Брейгель , Босх , Грюневальд ; из современников Провоторова ( сюрреалистов ) — Дали и др. В это время художник приобретает самого себя в творчестве, вырабатывает свой индивидуальный стиль живописи. Его работы ещё не содержат религиозных символов, являясь скорее философскими по содержанию.
Затем, в 1977-91 гг. Провоторов часто выставляет свои работы в галерее на Малой Грузинской , в «Доме Высоцкого» и становится членом знаменитой «Двадцатки московских художников» , своеобразного центра нонконформистской живописи СССР. Являясь одним из самых известных представителей «Двадцатки», художник испытывает влияние Виталия Линицкого , знакомство и дружба с которым постепенно приводят его к живописи, которая «несет в себе христианское миропонимание» . В 1981 г. становится прихожанином Николо-Кузнецкого храма. С этого времени, по словам Провоторова, он начинает активно «двигаться в сторону православного творчества» , что отразилось на его картинах. Живописные работы становятся все более религиозными по содержанию. Многие полотна были проданы в это время за границу, в частности в Финляндию и США . В 2000-х гг. большинство «узловых» работ Провоторова было возвращено на родину.
Также картины художника принимали участие в вернисажах галереи «М'Арс», в начале 90-х гг. .
В 1994 году был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (РПЦ МП). Начинается отдаление Провоторова от живописи и сближение его с религиозной деятельностью. Через десять лет после рукоположения окончил Коломенскую духовную семинарию и был возведён в сан протоиерея. В настоящее время Провоторов является настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района, а также членом Епархиального отдела по реставрации и строительству.
Церковные награды :
Женат, имеет двоих детей.
Живопись Провоторова уходит своими корнями в искусство Северного Возрождения , проходя при этом через своеобразную призму восприятия сюрреализма и фантастического реализма . Такие работы как «Бичевание» (1993) или «Четыре всадника» (1985) наглядно демонстрируют влияние на автора религиозных и апокалиптических тем, которые использовались северянами Босхом и Дюрером , а изломанные и искажённые тела на полотнах художника отсылают нас к творчеству Матиаса Грюневальда . При этом многие ранние картины ещё не обнаруживают религиозного влияния; большинство из них можно рассматривать как некий «протест» ( «Корабль дураков» (1981)) или как пример бренности человеческои плоти ( «Появление» (1979); цикл «Жесткая пластика» (1979)).
Отличительным примером живописи Провоторова является складывание картин в семичастные «циклы»: уже упомянутая «Жесткая пластика» , «Анатомический театр» ; из более поздних - «Семь трубных гласов» (на тему Апокалипсиса), «Семь смертных грехов» . (Принцип складывания в циклы применялся уже В. Линицким, с которым Провоторов был хорошо знаком).
Характерное для художника «апокалиптическое» мировоззрение, нашедшее отражение в его работах, привело к тому, что Провоторов неоднократно обвинялся в садизме, сексуальных патологиях, жестокости и тд. Многие из его картин и рисунков действуют довольно отталкивающе на зрителя , .
Также особенностью живописи Провоторова является тщательная проработка деталей.