Interested Article - Данилевский, Николай Сергеевич

Николай Сергеевич Данилевский (р. 13 ноября 1965 , Ленинград , РСФСР ) — советский и российский художник, декоратор, педагог, представитель последней волны петербургского андерграунда . Участник группы « Старый город » , Постоянный член . Основоположник Петербургской школы фантастического реализма .

Биография

Николай Данилевский родился в 1965 году в Ленинграде в семье научных работников. Семья будущего художника отношения к искусству не имела, отец и мать геологи . Дед А. С. Данилевский советский энтомолог — один из основоположников теории фотопериодизма насекомых .

Н. С. Данилевский по отцовской линии принадлежит к дворянскому роду Данилевских — потомок (внучатый племянник) писателя конца XIX века автора исторических романов Григория Петровича Данилевского [ источник не указан 513 дней ] . Один из потомков А. С. Пушкина (6-ое поколение) и Н. В. Гоголя (внучатый племянник) . С детства увлекался изобразительным искусством, но начального художественного образования не получил. На выбор будущей профессии повлияла мать художника (Котова Г. Б.) , дружившая с художниками Ленинградского андеграунда .

После окончания школы работал на заводе слесарем, служил в Советской армии . После демобилизации из СА поступает в Лесотехническую Академию им. С. М. Кирова откуда был отчислен. Сменил ряд рабочих специальностей характерных для людей творческих профессий ( дворник , столяр и др.) В 1989 году поступает и с успехом заканчивает ЛХУ им. Серова (ныне Н. К. Рериха ), отделение графического дизайна (диплом «Серия плакатов к новеллам Э. Т. А. Гофмана »). Учился в ВАХ им. И. Е. Репина , факультет графики.

Преподавал в СПбХу им. Н. К. Рериха (графический дизайн, шрифт и печатная графика) и др. учебных заведения Санкт-Петербурга. Работал художником-декоратором в театре оперы и балета им. М. П. Мусоргского , театре Юных Зрителей им. А. А. Брянцева , Государственном Молодежном театре на Фонтанке . Исполнил ряд работ для фильма Нико фон Глазова « » и Алексея Германа « Трудно быть богом » .

  • Лауреат 1998 года городского конкурса педагогических достижений, раздел «новые технологии в общем и профессиональном образовании». Один из авторов программы, «Обретение», раздел «Графический дизайн» (грант президента России за внедрение инновационных технологий в рамках национального проекта, «Образование»). Преподаватель высшей категории.
  • Автор интерьера и айдентики для мультибрендового бутика «INEZZ». Номинация международной премии Аврора в сегменте индустрии Premium & Luxury «Aurora Diamond Award 2011»
  • Основатель и основоположник « Петербургской школы фантастического реализма »
  • Принимал участие в выставках группы «Старый город» .
  • Постоянный член .

Особенности творчества

Обладая академическим образованием, на раннем этапе творчества Данилевский создаёт работы фигуративного характера, но уже в них заметен особый интерес к «укладке материала». В первых же беспредметных опытах, строя, казалось бы хаотичную композицию художник реализует на картинной плоскости четкую, хотя и не внятную архетектонику, покрепляя ее равновесием насыщенных хроматических пятен. На более зрелом этапе творчества его индивидуальный стиль уже можно отнести к постабстракционизму, вообще творчество Данилевского представляет собой яркий пример того, что творческого человека в большей степени формирует окружение, а не школа.

Максима Антуана де Сент-Экзюпери «On est de son enfance comme on est d’un pays (в пер. „мы все родом из детства“)» приложима к творческой судьбе художника и проходят «красной нитью» в его работах. Так же художник отмечает влияние на своё творчество кинематографа. Эстетику фильмов в стилистике нуар и немецкого экспрессионизма . Итальянского неореализма и фильмов Андрея Тарковского (особенно выделяя фильмы « Солярис » и « Сталкер ».) .

Искусствовед Е.Корвацкая пишет:

«В основе творчества Николая Данилевского лежит оригинальная философия времени. Оно стало связующим „веществом“ в мире художника. Будь то размер холста, написание картин, составляющих серию, где в каждом новом произведении проходит еще одна минута, хотя не одна, а 5 или 7 минут. Они движутся размеренно, спокойно. Из времени выявляются переходящие образы, соединяющие воедино всю жизнь художника.»

Е.В. Корвацкая, «Время в творчестве художника Николая Данилевского». Петербургские искусствоведческие тетради. Вып.№46 Санкт-Петербург, 2017 г.

Главный научный сотрудник Русского музея М. Ю. Герман высоко оценивает творческую индивидуальность Данилевского, отмечая, что «сумма технических приёмов» удачно передаёт эмоциональные состояния автора .

« Может показаться, что художник Николай Данилевский принадлежит к беспредметной традиции. Это не совсем так, скорее, он пишет призраки вещей, фантомы виденного, причем делает это с превосходным вкусом и большой живописной культурой, тонко обрабатывая живописную поверхность. Именно то, что сто лет назад называли „гудением холста“, красноречие красочного слоя — важнейшее преимущество мастера наряду с привлекательной зашифрованностью мотивов, системой тонких пластических аллюзий.»

М. Ю. Герман, «100 лет русской смуты.» Международная ассоциация художников-потомков дворянских родов.Всероссийский музей А. С. Пушкина.СПб. Альбом. - 2019 .

Сам художник относит ряд своих работ к фантастическому реализму , самые ранние опыты в этом направлении датированы 1981 годом. Искусствовед М. Ю. Герман пишет:

Как сказал Николай Данилевский, мой вдумчивый собеседник — то единомышленник, а то и оппонент: «Отличительная черта Петербургского фантастического реализма, от аналогичных направлений в отсутствии катарсиса. Это „сказка с несчастливым концом“». Здесь я с ним совершенно согласен. Тем более, именно он последовательно старается в своей художественной практике нащупать если и не счастливый конец, то подлинное художественное качество, без которого любой эксперимент обречен. Отказываясь от традиционной фигуративности, художник ищет и находит чисто пластический эквивалент своему видению, где фантазия становится самой правдой.

М. Ю. Герман, "Фантастический реализм: миф, действительность, нынешний день" (ответы на незаданные вопросы), 18.05.2017

Фильмография

Внешние видеофайлы

Выставки (выборочно)

Выставки в составе Ассоциации

  • 2008 год. Январь — февраль. Выставка художников Ассоциации «Всякое дыхание да хвалит Господа !» Музей Г. Р. Державина, набережная реки Фонтанки д.118. Санкт — Петербург.
  • 2012 год. Январь -февраль. Юбилейная выставка « 10-летие основания Ассоциации» Музей Г. Р. Державина, набережная реки Фонтанки д.118. Санкт — Петербург.
  • 2013 год. Март. Выставка «Петербургские встречи в Париже» к 400-летию основания Дома Романовых. Российский центр науки и культуры в Париже. Франция.
  • 2013 год. Май — июнь. Выставка к 400-летию основания Дома Романовых «Веков связующая нить» Музей театрального и музыкального искусства. , набережная реки Фонтанки дом 34. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства . Дворец Шереметевых Фонтанный дом »).
  • 2019 г. — Май. «100 лет великой смуты» посвященной 100-летию событий 1917 года в России. Всероссийский музей А. С. Пушкина , музей-усадьба Г. Р. Державина, Санкт-Петербург.
  • 2021 г. — Июнь. «100 лет великой смуты» (завершение проекта) посвященного 100-летию событий 1917 года в России. Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников, Санкт-Петербург.
  • 2022 г. — Сентябрь. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Выставка к 20-летнию организации.Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников, Санкт-Петербург.

Работы находятся в собраниях

а также в частных и корпоративных собраниях России, Германии, Ирландии, Франции, США, Италии, Бельгии, Канады и др.

Источники

Литература

  • Русаков В.М. Уважены за имя…:Рассказы о потомках А.С. Пушкина. — М. : Сов. Россия, 1987. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Русаков В.М. А. С. Пушкин и его потомки. Иллюстрированная родословная роспись. — М. : Великолукская типография, 1997. — 199 с. — 5000 экз. ISBN 5-7522-0047-4
  • Русаков В.М. Рассказы о потомках Александра Сергеевича Пушкина. — М. : Информпечать ИТРК РСПП, 1999. — 488 с. — 10 000 экз. ISBN 5-88010-039-1
  • Русаков В.М. Потомки А.С.Пушкина. — М. : Лениздат, 1974. — 176 с. — 50 000 экз.
  • Русаков В.М. . — М. : Лениздат, 1978. — 224 с. — 200 000 экз.
  • Русаков В.М. Рассказы о потомках А.С. Пушкина. — М. : Лениздат, 1982. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Полушин В.Л. Потомки великого древа: Записки нестороннегонаблюдателя. — М. : Бонус.Красноярск, 1999. — 496 с. — 10 000 экз. ISBN 5-7867-0050-X
  • О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин Новый художественный Петербург : справочно-аналитический сборник. — 2004. — 628 с. — ISBN 5879910288 .
  • Журнал."Soviet Life" — january 1987 г. (США).
  • Журнал «COMBAT MAGAZIN» — november (№ 11)1991 г., (Великобритания).
  • Журнал «ПОД КЛЮЧ» — май (№ 46)2006 г. стр.25., Рубрика «Слово дизайнеру».
  • «Обретение». Учебно-методическое пособие по профессионально ориентированному обучению. Науч.ред. Сергейчик Е. М. — СПб. ООО ЮЛАН, 2009 г. (Раздел «Графический дизайн»)
  • Журнал «HOME&DECOR» — (№ 19)2012 г. стр.78
  • С. М. Грачева , Н. О. Крестовская, , С. М. Некрасов «10 лет Международной ассоциации художников-потомков дворянских родов.» Юбилейный альбом. — 2012. — 143с. — ISBN BBH 0139-BH2-090319-38 ООО «НП-Принт» Санкт-Петербург.
  • М. Ю. Герман , , С. М. Некрасов , Э. А.фон Фальц-Фейн . «100 лет русской смуты.» Международная ассоциация художников-потомков дворянских родов. Всероссийский музей А. С. Пушкина .СПб. Альбом. — 2019. — 192 стр. — ISBN 978-5-6043956-0-8 ООО «НП-Принт» Санкт-Петербург .
  • Герман М. Ю. Фантастический реализм: миф, действительность, нынешний день(ответы на незаданные вопросы). — СПб. , Пушкинский музеум: альманах. Вып. 8, Всероссийский музей А. С. Пушкина , 2017 . — 432 с., с ил. — ISBN 978-5-4380-0022-8 .
  • Время в творчестве Николая Данилевского // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 46 . СПб, 2017. С. 65 — 69. ISBN 978-5-906442-09-3
  • М. Ю. Герман , , Д. Я. Северюхин , С. М. Грачёва . «Всякое дыхание да хвалит Господа.» Международная ассоциация художников-потомков дворянских родов, альбом к 20-летию Ассоциации. Санкт-Петербургский Союз художников . СПб. Альбом. — 2022. — 235 стр. ISBN 978-5-6048600-2-1 ."НП-Принт" Санкт-Петербург .

Ссылки

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 октября 2022. 12 сентября 2022 года.
  2. от 6 апреля 2016 на Wayback Machine
  3. Дата обращения: 10 мая 2020. 14 августа 2020 года.
  4. от 20 сентября 2022 на Wayback Machine Сайт «Днепропетровск русский город». авт. Дмитрий Губин. «Самый издаваемый харьковский писатель: за рамками официальной биографии»
  5. Дата обращения: 11 мая 2020. 14 мая 2020 года.
  6. Дата обращения: 10 мая 2020. 25 октября 2020 года.
  7. от 4 октября 2018 на Wayback Machine Сайт «Потомки А. С. Пушкина» № 130-77(2)
  8. . Дата обращения: 10 мая 2020. 18 октября 2021 года.
  9. Дата обращения: 21 февраля 2022. 21 февраля 2022 года.
  10. . Дата обращения: 19 июля 2017. Архивировано из 17 октября 2017 года.
  11. . Дата обращения: 10 мая 2020. 29 октября 2020 года.
  12. Дата обращения: 23 декабря 2021. 23 декабря 2021 года.
  13. . от 19 сентября 2020 на Wayback Machine // Ассоциация искусствоведов
  14. от 12 мая 2022 на Wayback Machine // Полный текст.
  15. М. Ю. Герман . от 28 января 2020 на Wayback Machine // artru.info, 08.06.2008
  16. М. Ю. Герман . Герман М. Ю. Фантастический реализм: миф, действительность, нынешний день (ответы на незаданные вопросы). -- СПб., Пушкинский музеум: альманах. Вып. 8, Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2017. -- 432 с., с ил. -- ISBN 978-5-4380-0022-8 .), 18.05.2017
  17. . Дата обращения: 10 мая 2020. 27 октября 2020 года.
  18. С. М. Некрасов . «Снимается кино». — СПб., Пушкинский музеум: альманах. Вып. 8, Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2017. — 432 с., с ил. — ISBN 978-5-4380-0022-8 .), 18.05.2017
  19. . Дата обращения: 10 мая 2020. 27 октября 2020 года.
  20. . Дата обращения: 12 апреля 2022. 29 июня 2020 года.
  21. «Чайковский Open Air» Петербургские художники пишут музыку Чайковского от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  22. . Дата обращения: 10 мая 2020. 5 мая 2020 года.
  23. «Закрыв глаза.» Государственный музей Ф. М. Достоевского от 10 июля 2018 на Wayback Machine
  24. . Дата обращения: 10 мая 2020. 23 февраля 2020 года.
  25. . Дата обращения: 22 мая 2020. 1 октября 2020 года.
  26. . Дата обращения: 22 мая 2020. 13 августа 2020 года.
  27. . Дата обращения: 10 мая 2020. 29 октября 2020 года.
  28. Дата обращения: 12 октября 2021. 27 октября 2021 года.
  29. Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
  30. Дата обращения: 8 декабря 2022. 8 декабря 2022 года.
  31. . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
  32. . Дата обращения: 13 мая 2023. 31 мая 2023 года.
  33. . Дата обращения: 10 мая 2020. 10 октября 2013 года.
  34. . Дата обращения: 18 октября 2014. Архивировано из 18 октября 2014 года.
  35. . Дата обращения: 1 июня 2021. 3 июня 2021 года.
  36. Дата обращения: 17 марта 2022. 17 июня 2021 года.
  37. . Дата обращения: 25 октября 2022. 25 октября 2022 года.
  38. . Дата обращения: 10 мая 2020. 29 марта 2013 года.
Источник —

Same as Данилевский, Николай Сергеевич