Interested Article - Туласы
Туласы, толёсы ( монг. төөлөс, төөлс ) — средневековое монгольское племя, вошедшее в состав империи Чингисхана в начале XIII века. Представляют собой ветвь баргутов . В письменных источниках туласы упоминаются в составе лесных племён ( хойин-иргэн ), проживавших на севере Монгольской империи .
Содержание
Этноним
В русском переводе « Сборника летописей » этноним отражён в формах тулас и туалас . В монгольском переводе Ц. Сүрэнхорлоо этноним отражён в форме тулас , в английском переводе У. М. Такстона — в форме tolas .
В « Сокровенном сказании монголов » название тулас встречается в формах тоолес , тоелес , в « Алтан Тобчи » — в форме тогулэс (тӧгӱлэс, tögüles, tö’öles, töläs) . В монголоязычной литературе этноним отражён в формах: төөлөс , төөлөстан , төөлс, тоолис , төөлис , тулас . Другие формы этнонима: толёс, töölös , тоелёс, тогулес , tö’ölös, tö’eles .
Как полагают исследователи, под именами тулас/толёс в письменных источниках упоминаются олёты и сэгэнуты . Согласно Д. В. Цыбикдоржиеву, этнонимы tögüles и ögüled (төөлөс и өөлөд) тождественны между собой .
История
Согласно сведениям из « Сборника летописей » племена баргут , кори , тулас, тумат «близки друг с другом». Общим именем для этих племён было название баргут «вследствие того, что их стойбища и жилища [находятся] на той стороне реки Селенги , на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум » .
В пределах страны Баргуджин-Токум также проживали такие племена, как ойрат , булагачин , кэрэмучин , хойин-урянка . Каждое племя «в отдельности имело начальника и предводителя». Все вышеперечисленные племена вошли в состав империи Чингисхана в начале XIII века .
Известно, что у Ариг-Буги была наложница из племени тулас. От неё родились сыновья Ариг-Буги Найра и Бука .
Согласно « Сокровенному сказанию монголов », лесные племена выразили покорность Джучи в 1207 году (в год Зайца). Высоко оценив заслуги Джучи, Чингисхан обратился к нему со словами: «Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство» .
Тоолесы были в числе монгольских племён, которые по указу Чингисхана находились в прямом подчинении у нойона -тысячника Хорчи . Кроме тоолесов Хорчи совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом ведали тремя тысячами бааринцев и пополненными до тьмы адаркинцами , чиносцами и теленгутами .
Туласы и олёты
Как считают П. Б. Коновалов и Д. В. Цыбикдоржиев, под именами тулас/толёс в письменных источниках упоминаются олёты и сэгэнуты , а этнонимы tögüles и ögüled (төөлөс и өөлөд) тождественны между собой . В « Сокровенном сказании монголов » этноним отражён в форме töölös. Тогда как в « Сборнике летописей » название тулас является искажением исходного термина .
Предположительно, именем töölös степняки- монголы называли древних олётов-сэгэнутов. Возможно, это не самоназвание, а прозвище или какая-то редкая форма этнонима, чаще использовавшаяся не самими баргуджинскими племенами, а их соседями. Версия отождествления толёсов монгольских памятников с сэгэнутами объясняет отсутствие упоминаний в источниках как этнонима сэгэнут, так и этнонима өөлөд, которым называли тех же сэгэнутов .
Некоторые монгольские этнонимы XII—XIII вв. в источниках отмечены с исчезающим начальным согласным (например, хунгирад — унгирад). Предположительно, этим и объясняется трансформация этнонима төөлөс в өөлөд .
Согласно Д. В. Цыбикдоржиеву, олёты — племя изначально не ойратской общности, а баргутской . После 1207 году толёсы были отданы в ведение нойона Хорчи , а не ойратов, верных союзников Чингисхана , а во время похода Джучи в 1207 году толёсы снова упомянуты независимо от ойратов .
В бурятских легендах отделение олётов обычно описывается в следующей схеме. Прародитель бурятского народа Баргу-батур, выделяя наследство трём сыновьям, Олёдаю, Бурядаю и Хоридаю, старшему из них дарит оружие и завещает завоевать себе новые земли. В той сюжетной схеме, что сложилась после XIII—XIV вв., буряты, ориентируясь на исторические реалии, делают старшим сыном Олёдая, «праотца олётов» и вкладывают в уста Баргу-батура завет покорить земли на западе. Так, бурятская мифология объясняет тот факт, что большая часть олётов ушла из Баргуджин-орона и нашла себе судьбу в составе ойратов .
По мнению Д. В. Цыбикдоржиева, фольклор самих бурятских олётов в своде легенд, не связанных с сюжетом о Баргу-батуре, не только подтверждает, но и конкретизирует версию как раз об исконно бурятском начале их этногенеза .
Согласно Е. В. Павлову, легенда о происхождении олётов от Баргу-батора «возможно, указывает на то, что олёты и протобурятские племена входили в состав объединения баргутов, населявших легендарную землю Баргуджин-Токум, которая в научной литературе связывается не только с Западным Забайкальем (долиной р. Баргузин ), но и с Предбайкальем » .
Как считает Н. Г. Очирова, буряты и ойраты представляли собой единую историческую общность. По её мнению, учитывая, что «в этническом составе как калмыков , так и бурят имеется большое количество одних и тех же родов, причем явно древнего происхождения, а не новообразования», надо согласиться с мнением П. Б. Коновалова о том, что «это обстоятельство вкупе с указаниями письменных источников на былую общность исторической географии бурят и ранних ойратов служит основанием говорить об ойрато-бурятской исторической общности эпохи средневековья» .
См. также
Примечания
- Рашид ад-Дин. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 ноября 2019. 20 августа 2019 года.
- ↑ Рашид ад-Дин. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 7 марта 2020. 19 февраля 2020 года.
- ↑ Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 46, 85—86.
- Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 25, 57—58.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н. П. Шастиной / Румянцев Г. Н. — Москва: Наука, 1973. — С. 184, 356. — 440 с.
- ↑ Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3: сб. ст. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. — С. 120—148 . — ISBN 978-5-7925-0364-9 . 20 апреля 2019 года.
- Лувсанданзан. Алтан Товч. — Улаанбаатар, 2006. — С. 156. — 296 с. — ISBN 99929-9-189-5 .
- . — Улаанбаатар: Болор судар, 2003. — 192 с.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 18. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ↑ Коновалов П. Б., Цыбикдоржиев Д. В. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2017. — Т. 19 . — С. 129—150 . — ISSN . 5 июня 2019 года.
- Igor de Rachewiltz. The Secret History of the Mongols: A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century. — 2015. — С. 131, 155.
- ↑ Очирова Н. Г. // Монголоведение (Монгол судлал). — 2011. — № 5 . — С. 80—86 . — ISSN .
- Tags: