Interested Article - Фогель, Борис Александрович

Фогель Борис Александрович ( 18 января 1872 , Буйнакск, Дагестан — 1961 , Ленинград) — русский и советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина , член Ленинградского Союза художников .

Биография

Фогель Борис Александрович родился 18 января 1872 года в городе Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Его отец Фогель Александр Михайлович был кадровым военным, полковником, почти всю жизнь проведшим в походах при покорении Кавказа. Мать Фловицкая Ольга Николаевна была близкой родственницей художника К. Д. Флавицкого .

В 1880 году после смерти отца переехал с матерью в Тифлис . В 1882 году пошёл во 2-ю мужскую гимназию. С первого класса занимался рисунком у А. В. Захарова, воспитанника Строгановского училища . Окончив гимназию, в 1891 году уехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета . Одновременно продолжал занятия живописью, пользуясь советами В. Поленова , В. Маковского , К. Коровина , С. Коровина . Около года занимался в частной студии у Л. Пастернака , с которым впервые писал декорации к опере А. С. Аренского «Рафаэль» , написанной в 1894 году для Всероссийского съезда художников и открытия Третьяковской галереи .

После университета в 1896 году по совету В. Маковского Фогель едет в Париж, где занимается в частной академии Жульена под руководством Жан-Поль Лорана и Бенжамен Констана. Участвует в выставках «Русского общества художников» и салона «Марсово Поле». В 1897 возвратился в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств . Занимался у П. О. Ковалевского, И. Е. Репина . Женился на Елене Склифосовской — сестре своего друга-художника Николай Склифосовского . В 1902 окончил Академию, удостоившись звания классного художника I степени за картину «Вечер».

После окончания Академии вернулся в Тифлис, где работал как художник и педагог. Преподавал в 1-й мужской и женской гимназиях и в школе живописи и скульптуры при Кавказском Обществе поощрения изящных искусств. Одновременно продолжал участвовать в выставках петербургского «Нового общества художников», одним из основателей которого являлся. В 1905 на очередной выставке «Нового общества художников» в Петербурге получил премию имени В. Д. Поленова за картину «Свежеет». Совершил продолжительную поездку во Францию, Италию и Германию. По возвращении представил на выставку «Нового общества художников» картины «Старый мост во Флоренции», «Жёлтые паруса», «Венеция» и другие.

После революции и установления в Грузии советской власти руководил в Тбилиси художественной студией при Доме Красной Армии, затем Высшими государственными художественно-техническими мастерскими вплоть до их преобразования в Академию художеств Грузии, где был профессором живописи и деканом живописного факультета. Для Тифлисского городского музея написал семь больших этюдов-картин «Старый Тифлис» и три этюда-картины «Новый Тбилиси», а также два этюда-картины Закавказской ГЭС. По заказу грузинского правительства написал картину «Старая Семинария, когда в ней учился И. В. Сталин».

С 1934 года по приглашению И. Бродского Б. Фогель занимал место профессора в ЛИЖСА . Параллельно участвовал в выставках ленинградских художников. По заказу Ленизо исполнил для Мурманского музея картины «Северный Арктический флот» и "Приход в Мурманск ледореза «Литке» . В июне 1941 в Тициановском зале Академии художеств в Ленинграде открылась персональная выставка произведений Бориса Фогеля, на которой экспонировались 150 картин и этюдов художника, среди них картины «Свежеет», «Роскошной Грузии долина», этюды Кахетии, Крыма, Грузии. Из-за начавшейся войны выставка вскоре была закрыта, большая часть работ пропала в блокаду.

После начала Великой Отечественной войны Фогель оставался в Ленинграде. В феврале 1942 вместе с институтом был эвакуирован в Самарканд, откуда возвратился в июле 1944 года. Награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг» .

После войны преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. С 1947 работал с.н.с. лаборатории технологии художественных материалов при Академии художеств, продолжая по совместительству педагогическую деятельность, а также творческую работу в жанре пейзажа и натюрморта. Участвовал в выставках ленинградских художников до конца 1950-х годов. Среди произведений, созданных Б. Фогелем в этот период, картины «Вырица. Этюд» (1950), «В Мурманском порту. Лесовозы» (1951), «Ясный день» , «Река Днестр в Молдавии» (обе 1953), «В горах Грузии» (1958) и другие.

Скончался в 1961 году в Ленинграде на 90-м году жизни.

Произведения Б. А. Фогеля находятся в Русском музее , в музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Известен живописный портрет Б. Фогеля, написанный в 1946 художником А. Деблером (ныне в собрании ГРМ ).

Ученики

Примечания

  1. Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.3. Д.67. Л.16.
  2. — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.33.
  3. — Л: Лениздат, 1951. — с.21.
  4. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог . — Л: ЛССХ, 1953. — с.8.
  5. — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.28.
  6. Живопись первой половины XX века (К) / Альманах. Вып.226 . СПб., Palace Edition, 2008. С.64.

Выставки

Источники

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.3. Д.67.
  • — Л: Лениздат, 1951. — с.21.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года. Каталог . — Л: ЛССХ, 1953. — с.8.
  • — Л: Ленинградский художник, 1958. — с.33.
  • — Л: Художник РСФСР, 1959. — с.28.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.19, 358, 381, 386, 397, 442. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .

См. также

Источник —

Same as Фогель, Борис Александрович