Interested Article - Керегуты
- 2020-08-29
- 1
Керегуты, кергуты ( монг. хэргүүд, хэрэгүүд ) — один из старинных монгольских родов. Керегуты входили в состав семи северных отоков Халхи , составивших первоначальное ядро современных халха-монголов . Кроме этого керегуты упоминаются в составе ранних ойратских объединений , а также в числе монгольских родов, переселившихся на территорию Бурятии .
Этноним
В литературе встречаются разные написания имени рода: керегут , кирагут , кергут, кэргут , кэригут , кэргуд , кэрнугуд , кeрeдгуд , кюрюнугуд . В монголоязычной литературе этноним известен в формах хэргүүд , хэргүд , хэрэгүүд , хэрэгүд, хирэгүд .
Широко распространено мнение, согласно которому керегуты происходят от кереитов . Этноним керегут, согласно мнению ряда авторов, является одной из форм этнонима кереит .
По мнению ученых, предки кереитов поклонялись птице хэрээ (ворону), и со временем название тотема превратилось в этническое название .
История
Происхождение
В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов , батутов , хойтов и кэргудов . Согласно « Сокровенному сказанию монголов », сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн . Теория родства дурбэнов и ойратов освящена в трудах Д. В. Цыбикдоржиева . При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора .
Г. Ховорс , Г. Е. Грумм-Гржимайло и Д. Г. Кукеев под керегутами понимали кереитов . Некоторые авторы поддерживали мнение, что керегуты — потомки древних кыргызов .
Оруг Тэмур-хан
В начале XV в. Великим ханом Монгольской империи (1402—1408) становится Оруг Тэмур-хан (Угэчи Хашигу, Гуйличи). Оруг Тэмур-хан был одним из лидеров ойратского союза и стоял во главе рода керегут . Согласно среднеазиатским источникам тимуридского времени, генеалогия Оруг Тэмур-хана (Гуйличи) выводится от Угэдэя . Данную версию поддержали японский исследователь Минобу Хонда и монгольский историк Ш. Бира .
Угэчи Хашигу исследователи отождествляют с Гуйличи в китайских источниках , ойратским Менкэ-Тимуром и торгутским Махачи-Менкэ . Согласно Д. Г. Кукееву, Гуйличи, Менкэ-Тимур и Угэчи-хашига — одно лицо, стоявшее во главе одной из субэтнических групп, входившей в состав ойратов и именуемой монгольскими летописцами кергутами, дореволюционными востоковедами кереитами , в которых современные калмыковеды видят предков торгутов .
Керегуты в составе халха-монголов
В середине XVI в. 12 отоков халхаского тумена разделились на пять южных и семь северных. Северные отоки были во владении сына Даян-хана Гэрэсэндзэ. Пять южных отоков составляли жарууд , баарин , хонхирад , баяд и ужээд .
Семь северных отоков состояли из следующих родов: 1) джалаиры , олхонуты (унэгэд); 2) бэсуты , элжигины ; 3) горлосы , керегут (хэрэгуд); 4) хурээ , хороо , цоохор ; 5) хухуйд , хатагины ; 6) тангуты , сартаулы ; 7) урянхан . Этими семью отоками правили соответственно семь сыновей Гэрэсэндзэ: Ашихай, Нойантай, Нухунуху, Амин, Дарай, Далдан и Саму. Во владении Ашихая наряду с уделом Джалаир упоминается удел Ушин .
Джалаиры, представлявшие уделы Ашихая, во второй половине XVI в. населяли Хангайские горы, откуда перекочевали к Алтайским горам в начале XVII в. В настоящее время значительная часть джалаиров проживает на территории аймака Говь-Алтай . Олхонуты расселились в Дзасагтухановском аймаке и образовали три хошуна. В составе того же аймака бэсуты образовали пять хошунов; элжигины — два хошуна; сартаулы — один хошун и урянханы — два хошуна. В состав Дзасагтухановского аймака также входили тангуты .
Горлосы составили в основном хошуны халхаского Тушээтухановского аймака; хэрэгуд — хошуны Сайнноенхановского аймака. Роды хурээ, хороо, цоохор образовали 20 хошунов Сэцэнхановского аймака; население же трех восточных хошунов составили хатагины и хухуйды .
С 1620 года по 1720 год часть монгольских племён переселилась на территорию Бурятии и вошла в состав селенгинских бурят . В числе переселившихся родов и племён упоминаются кирийт-кэригут (хирид-хэрэгүд) .
Расселение
Ранее керегуты проживали на территории Сайнноенхановского аймака . Часть халха-монгольских керегутов вошла в состав селенгинских бурят (кирийт-кэригут) .
В настоящее время в Монголии проживают носители следующих родовых фамилий:
- Хэргүүд — в Улан-Баторе и аймаках Умнеговь , Дорноговь и др. ;
- Хэргүд — в Улан-Баторе и аймаке Умнеговь ;
- Хэрэгүүд — в Улан-Баторе и аймаке Дорноговь .
См. также
Примечания
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ↑ Кукеев Д. Г. // Вестник ЮНЦ РАН. — 2013. — Т. 9 , № 1 . — С. 95—99 . 17 апреля 2019 года.
- ↑ Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- . — Cambridge University Press for the Royal Asiatic Society, 1889. — С. 430.
- Dénes Sinor. . — Curzon, 1990-01-01. — С. 210. — 464 с. — ISBN 9780933070264 .
- ↑ Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 78. — 325 с.
- ↑ Буяндэлгэр Д. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3: сб. ст. — С. 183—205 . 20 апреля 2019 года.
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 192. — 325 с.
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 196. — 325 с.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 июня 2019. 19 мая 2021 года.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 27 июня 2019. 19 мая 2021 года.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 8 февраля 2019. 19 мая 2021 года.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3: сб. ст. — 2012. — С. 120—148 . 20 апреля 2019 года.
- Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
- Howorth H. History of the Mongols. — P. I—III. L., 1876—1888; N.–Y.: Burt Franklin, [N.D.]. — P. 352.
- Грумм-Гржмайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2. — Л.: Изд-во РГО, 1926. — С. 576.
- ↑ Кукеев Д. Г. // Общество и государство в Китае. — 2015. — Т. 45 , № 1 . — С. 411—417 . — ISSN .
- Петров К. И. Очерки феодальных отношений у киргизов XV—XVIII вв. — Фрунзе, 1961. — С. 28.
- Юрченко А. Г., Степаненко В. П. . — Litres, 2017-09-05. — С. 90. — 578 с. — ISBN 9785040013975 . 27 июня 2020 года.
- Насилов А. Д. . www.vostlit.info. Дата обращения: 12 ноября 2018. 9 ноября 2018 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 31 октября 2018 года.
- 2020-08-29
- 1