История евреев в Центральной Азии
- 1 year ago
- 0
- 0
Христианство в Центральной Азии имеет длительную историю. Первые упоминания о среднеазиатском христианстве относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмом и буддизмом . Закат христианства начинается с арабским завоеванием , после которого христианское население перешло в ислам. Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Возрождение христианства в Средней Азии относится к XIX веку и связано с покорением Средней Азии Россией.
Главным путем проникновения христианства в Среднюю Азию являлся сухопутный путь из Персии. Его носителями являлись как сироязычные подданные персидского шаха, так и христиане Римской империи, бежавшие от гонений. Одним из самых ранних свидетелей присутствия христиан на территории современной Средней Азии является сирийский автор Бардесан . В своем тексте, датируемом 196 годом, он перечисляет различные группы христиан, которые отказались во имя религии от обычаев своих народов, и в числе их упоминает христиан Парфии и Бактрии . Бируни , персоязычный географ XI века, сообщает о появлении в Хорасане христиан в III веке :
Двадцать первого [дня месяца Хазиран] — поминовение Барахии — священника, который принес в Мерв христианство приблизительно через двести лет после смерти Мессии.
Христианство в доисламской Средней Азии было неоднородным – здесь сосуществовали приверженцы различных конфессий: несториане, яковиты, мелькиты, «протокатолики», армяне-халкидониты и др.
В начале нашей эры значительные части Средней Азии находились под властью Сассанидского Ирана. В этот момент в Иране существовало многочисленное христианское сообщество, которое по большей части было сироязычным. В IV веке шах Шапур II организовывает притеснения христиан и тем вынуждает их мигрировать на Восток.
На Халкидонском соборе в 451 монофизитство окончательно осуждается, монофизиты оказываются в Римской империи вне закона. В результате они ищут убежища в Сасанидском Иране, как ранее их противники — сторонники Нестория . Епископат Селевкия - Ктесифон откалывается от западных церквей и становится независимым патриархатом . Шахи Ирана противопоставляют местную церковь официальному римскому христианству и начинают активно поддерживать этот патриархат. Основным богослужебным языком в Персии и Средней Азии становится сирийский . Миссионерскую деятельность в основном ведёт Селевкийский партриархат, хотя в этом деле участвуют яковиты и, в меньшей степени, православные сирийцы .
Первым епископом Мерва значится Бар Шаба. Он, согласно собственной хронике, излечил от болезни Шираран, сестру царя Шапура , она обратилась в христианство и за это была сослана царём в Мерв. Там она начала миссионерскую деятельность, построила храм и призывает в Мерв Бар Шабу, который прибывает туда с другими священниками и необходимым инвентарем.
Достаточно долгое время в Мерве выпускали монеты с изображением креста на обратной стороне.
На городище Мерва найден христианский некрополь, функционировавший до VI века.
В 50 км севернее Мерва была обнаружена церковь Хароба Кошук, предположительно использовавшаяся несторианами.
На городище Гяур-кала в Мерве обнаружен так называемый «Овальный дом» — крупное сооружение, представляющее собой прямоугольный двор 16 на 20 метров, по периметру которого расположены одинаковые помещения шириной 2,5 метра. В центре двора находятся три построенных позже помещения. Посуда, найденная в «Овальном доме», относится к 5-6 векам н. э., в платформе здания найдена монета Бахрама IV (399—399 года н. э.) Кроме того, на раскопках были обнаружены различные предметы с христианской символикой. Ученые считают, что овальный дом служил мужским несторианским монастырем.
Появление христиан в Бактрии относятся к эпохе Кушанского царства . В 549 году христиане из государства Эфталитов отправляют посла ко двору Хосрова Ануширвана с просьбой назначить им епископа. В том же веке государство эфталитов уничтожают тюрки и Иран, в результате христианство получает определённое распространение среди тюрков, о чем сообщает Филоксен Маббугский в своем письме, говоря. что тюркские христиане не уступают в набожности сирийцам, а на собраниях переводят священные книги на родной язык .
Патриарху Йешуябу приписывается создание митрополий в Самарканде , Герате , Индии и Китае . О присутствии несториан в VII в. в Китае свидетельствует камень с китайско-сирийской надписью , датируемый 781 годом.
В Согде в раннее средневековье существовало крупное несторианское сообщество, на согдианском языке написано большое количество христианских документов из Турфана , на городище Пенджикента был найден остракон с фрагментом из сирийской Библии . О существовании христианского храма в Бухаре свидетельствует Наршахи .
В 796 году после основания Багдада калифом Аль-Мансуром , мелькиты Ктесифона во главе с католикосом были перемещены в Чач .
Многочисленные христианские оссуарии обнаружены на городище Афрасиаб , а на развалинах Пенджикента был обнаружен остракон с сирийским текстом псалмов.
В 1995 г. были обнаружены развалины христианской церкви в Ургуте в окрестностях Самарканда. По свидетельству Ибн-Хаукаля , там в X веке существовала христианская община:
В Савадаре есть христианская церковь, где они собираются. Я застал в них христиан, выходцев из Ирака.
Они прибыли сюда из-за благоприятного географического положения и из-за здорового климата и уединённости.
В нём есть места. где можно остановиться (вакуфы); там некоторые из них устраиваются на длительное пребывание.
Местность эта доминирует над большею частью Согда и носит название Вазкерд.
Марко Поло свидетельствовал, что якобы уже после монгольского завоевания в Самарканде была значительная христианская популяция:
Санмаркан — город большой, знатный; живут там христиане и сарацины, подданные племянника великого хана…
…не так давно кровный брат великого хана Жагатай обратился в христианство и владел и этою страною, и многими другими.
Христиане в Самарканде тому, что царь их стал христианином, очень радовались и выстроили большую церковь во имя Иоанна Крестителя, так её и назвали.
В Суябе , перевалочном пункте Великого Шёлкового пути, основанном согдийскими купцами, тоже была обнаружена христианская церковь. Некоторые исследователи причисляют к христианским сооружениям крепость Таш-Рабат в Киргизии. Карлуки , появившиеся в VIII веке в Семиречье, возможно позже обратились в христианство.
В Турфанском оазисе в Булайыке существовала христианская община. В Безеклике обнаружены развалины христианского монастыря, в котором сохранилась обширная библиотека на сирийском, согдийском и уйгурском языках, тексты датируются IX—XII веками.
Христианская церковь с хорошо сохранившимися фресками обнаружена в Гаочане .
Обнаружено произведение «Поклонение волхвов» на уйгурском языке.
В 1007 г. христианство принял народ кереитов в Монголии . в XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. К XIII—XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскими надписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишпека ) и в 1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в ΧIIΙ в. и в сев. части Семиречья . В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров . Есть много свидетельств о христианстве хана Золотой Орды Сартака , побратима Александра Невского. Христианские кераиты , найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии; о быте несториан в Монголии подробно говорит путешественник Гийом де Рубрук (1253 г.).
Слухи о распространении христианства на дальнем Востоке вызвали в Европе представление, что нашествия с Востока, которым подвергался мусульманский мир в XII и XIII вв., были делом христиан; получила широкое распространение легенда «о священнике Иоанне» , будто бы соединявшем в себе достоинства царя и первосвященника.
В XIV в. с несторианством вступила в борьбу католическая пропаганда ; возникли католические епархии в Пекине , Алмалыке (около современной Алма-Аты ) и Самарканде ; вследствие развития торговли в Среднюю Азию проникли христиане и других исповеданий; на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в котором показывали мощи св. апостола Матфея.
Успехи ислама и буддизма в XIV в. прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских миссионеров. Кровавое гонение на христиан упоминается в 1338 г. (в Семиречье и Кульджинском крае), но оно продолжалось недолго; предание о насильственном истреблении остатков христианства Тимуром не подтверждается письменными источниками. Христианство исчезло постепенно, вследствие прекращения связей со странами христианской культуры, не оставив по себе никаких существенных следов, кроме алфавита сирийского происхождения , перешедшего от уйгуров к монголам и маньчжурам, и некоторых культурных слов.