Прабодх Чандра Дей родился 1 мая в Калькутте в семье Пурначандры и Махамайи Дей. Младшим братом его отца был известный слепой музыкант, композитор и учитель музыкального искусства
, который сильно повлиял на воспитание мальчика и во многом определил выбор им в будущем карьеры
.
Его образование началось в начальной школе
Indu Babur Pathshala
, продолжившись в
Scottish Church Collegiate School
,
и
. Подростком Прабодх Чандра увлекался спортом, в частности, борьбой и боксом; его наставником в них был обладавший мировой известностью индийский борец
. В то же время, он увлекался исполнительством, принимая участие в школьных постановках с 1929 года, а впоследствии начав учиться музыке у своего дяди и
устада
Дабир Хана. Не обладая ещё большим опытом, он в течение трёх лет подряд выигрывал вокальные состязания между колледжами в различных категориях.
Начало карьеры (1942−1953)
В 1942 году молодой Дей переехал вместе с Кришначандрой Деем в
Бомбей
, где начал свою карьеру в качестве композитора-подмастерья, сначала помогая дяде, позднее
(также учившемуся в прошлом у Кришначандры Дея) и другим композиторам и, в конечном итоге, начав работать независимо, преимущественно для фильмов на
хинди
, продолжая при этом повышать свою квалификацию в классической музыке северной Индии под наставничеством устадов Аман Али Хана и Абдул Рахман Хана.
Более известная сторона карьеры Дея как закадрового певца также началась в 1942 году, с фильма
(
хинди
तमन्ना
), где Манна Дей исполнил вместе с
написанный К. Деем дуэт «
Jago Aayee Usha Ponchi Boley Jago
», мгновенно ставший хитом. Подобной же популярности достиг ряд исполненных им в 1944—1947 годах песен других композиторов (Анила Бисваса, Джавара Хуршида, Пандита Индры и др.), как сольных, так и дуэтов (исполненных в партнерстве с Амирой Бахи, Миной Капур или Раджкумари).
В первое десятиление после достижения Индией независимости (1947—1957) Манна Дей активно работает с различными композиторами, включая Анила Бисваса, Шанкара Рао Ваяса, С. К. Пала, Сачин Дева Бармана, Кхемчанда Пракаша и Мохаммада Сафи, записывая свои первые дуэты с такими исполнительницами, как уже известная
(«
Phoolon Ka Swapna
» в фильме «
Girls School
», 1949) и только развивавшие к этому времени свою карьеру
Лата Мангешкар
(«
Lapat Ke Pot Pahaney Bikral
» в фильме «
Narsingh Avtar
», 1949),
Гита Рой
(«
Dhonyo Dhonyo He Ayodh Puri
» в «
Ram Vivah
», 1949),
(«
Hay Ye Hain
» в «
Jangal Ka Jaanwar
», 1951) и
Аша Бхосле
(«
O Raat Gayee Fir Din Aya
» в фильме «
Bootpolish
», 1953). К его работам вместе с Бисвасом относятся партии в таких фильмах, как «
Gajre
» (1948), «
Hum Bhi Insaan Hai
» (1948), «
Do Sitaare
» (1951), «
Hamdard
» (1953), «
Mahatma Kabir
» (1954), «
Jasoos
» (1957) и «
Pardesi
» (1957). В 1952 исполнил песни для одноимённых и поставленных по одному и тому же сценарию фильмах на бенгали и маратхи «
Amar Bhupali
», завоевав себе к 1953 году репутацию ведущего закадрового вокалиста бенгальского и маратхского кино. Примерно тогда же завязалось его долговременное сотрудничество с Сачин Дев Бамином, начавшееся с исполнения партий «
Upar Gagan Vishal
» и «
Duniya Ke Logo
» на слова
в фильме «
Mashal
», 1953).
Считающийся в наши дни наиболее «классическим» из «золотых голосов» индийского кино, Манна Дей завоевал себе имя на рубеже 1940—1950-х годов, не ограничивая себя исполнением партиями классического стиля для кино, но также устраивая концерты с живым исполнением и экспериментируя с объединением классики с поп-, а также западной музыкой, что привело к повышению спроса на его вокал в фильмах после 1955 года.
Работа с кинематографом на хинди
Сотрудничество Манна Дея с кинематографом на хинди началось с 1951 года, когда он выступил партнёрстве с Кхемчандом Пракашем в качестве композитора для фильмов «
Shri Ganesh Janma
» и «
».
Частичная фильмография
В качестве вокалиста
(Полная фильмография включает не менее 425—450 фильмов
)
(В терминологии индийского кино —
music director
)
«
»
(англ.)
(1948)
«
Jan Pahchan
» (1950)
«
Shiv Kanya
» (1954)
«
Maha Poojaa
» (1954)
«
Jai Mahaadev
» (1955)
«
Naag Champa
» (1958)
«
Rishte Ke Deewar
» (1992)
«
Kato Bhalobasa
» (1992)
«
Swapno Jodi Satti Hoto
» (20??)
«
Key Tumi?
» (2008)
Номинации и награды
(Список неполон; опущены, как минимум, премии от индийских общественных групп неясной авторитетности. Сортировка — только по годам, так как часть наград одновременно профессиональные и государственные различного уровня)
1968 —
за исполнение вокала в фильме «
Antony Firingee
»
.
1972 —
Filmfare Award
за лучший мужской закадровый вокал
за исполнение песни «
Eh Bhai Zara
» в фильме «Моё имя Клоун».
1973 —
Премия Бенгальской ассоциации киножурналистов за лучший мужской закадровый вокал
за исполнение вокала в фильме «
Stree
»
.
1974 — Номинация на
Filmfare Award
за лучший мужской закадровый вокал за исполнение песни «
Yari Hai Imaan Mera
» в фильме «
Затянувшаяся расплата
» (на хинди).
Autobiography in Hindi,
Yadein Jee Uthi
, published by Penguin Books.
Mānnā De, Gaṅgā Prasāda Śarmā.
. — Manoja Pablikeśansa. — 184 p.
Биографии от других авторов
Dr. Gautam Roy.
Manna Dey Mannyoboreshu
(бенг.)
. — Kolkata: Anjali Publishers.
Примечания
↑
(неопр.)
. РБК (24 октября 2013). Дата обращения: 21 января 2014. Архивировано из
29 октября 2013 года.
Согласно практической транскрипции, произношение фамилии ближе к краткому «Д
э
»; в англоязычных индийских источниках встречаются и написания
Manna De
или
Manna Da
, как, например, в комментарии на его смерть
Латы Мангешкар
:
(англ.)
.
IBNLive
, по материалу
(25 октября 2013). Дата обращения: 20 января 2014. Архивировано из
2 февраля 2014 года.
(англ.)
. Manna Dey Sangeet Academy. Дата обращения: 22 января 2014.
30 января 2014 года.
↑
. Hindustan Times. 2013-10-24.
из оригинала
21 декабря 2013
. Дата обращения:
24 октября 2013
.
Some Alumni of Scottish Church College
in
175th Year Commemoration Volume
. Scottish Church College, April 2008. page 589
(неопр.)
.
Screen
(28 июля 2009). Дата обращения: 28 июля 2009.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 26 октября 2013. Архивировано из
26 октября 2013 года.
Курсивом кирриллицей обозначаются фильмы с очевидно ясным смыслом названия (например, именем, названием касты, названием классического произведения и т.п. или просто легко и однозначно переводимым), не документированным, однако, в русскоязычных источниках для конкретного фильма; прямым написанием — для которых есть какие-либо реальные источники на использование названия.
от 4 февраля 2014 на
Wayback Machine
(англ.)
на официальном сайте Премии Бенгальской ассоциации киножурналистов.
(англ.)
. — New Delhi: Ministry of Information and Broadcasting, 1969.
22 декабря 2015 года.
(англ.)
на официальном сайте Премии Бенгальской ассоциации киножурналистов.
8 ноября 2014 года.
(англ.)
на официальном сайте Премии Бенгальской ассоциации киножурналистов.
от 22 декабря 2015 на
Wayback Machine
(англ.)
на официальном сайте Премии Бенгальской ассоциации киножурналистов.
(неопр.)
. ДКФ Индии. Дата обращения: 19 января 2014.
26 мая 2016 года.
(бенг.)
. Zeenews (30 августа 2012). Дата обращения: 20 января 2014.
1 февраля 2014 года.