Interested Article - Церковь Святого Креста (Ахтамар)

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар ( арм. Ախթամարի Սուրբ Խաչ եկեղեցի , тур. Akdamar Kilisesi, Surp Haç Kilisesi ) — раннесредневековый армянский монастырь на острове Ахтамар , построенный в 915 921 годах .

Исторический очерк

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков . Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом . С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви . Причиной этого являлось несогласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни . В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат . Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана . С XIII века , в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, было признано главенство Эчмиадзина . Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после геноцида армян 1915 года .

Архитектура

Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько видоизмененное в плане , длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м. . Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века . К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня , а в 1763 году высокая колокольня . В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит . Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Церковь до реставрации

Более чем тысячелетний храм сохранился без значительных видоизменений .

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню , особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам- рельефами . При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение . Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов . Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа . Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс, опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза » (иначе «Сбор винограда» ). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина , « по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных… на всем христианском Востоке » . В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу . На верхнем фризе храма исполнены горельефы , изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски . В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности .

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета , образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры . В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства . В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах .

Фрески

Предполагается, что фрески церкви были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла . Ахтамар по сути единственный сохранившийся памятник времени, фрески которого сохранились сравнительно полноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эпохи и его стилевых особенностях . Сохранилось 2 слоя фресок . Предполагается, что в куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда» . Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы . Как отмечает Л. Дурново, фрески Ахтамарского храма « поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды » .

Реставрация

В 2007 году по решению правительства Турции церковь была отреставрирована . 19 сентября 2010 года , впервые за 95 лет, в церкви прошла литургия , a в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви был установлен крест . До этого отказ турецких властей установить крест на куполе церкви привёл к массовым протестам армян всего мира . Ныне Ахтамар функционирует как музей . 8 сентября 2013 года в церкви было совершено таинство крещения 6 человек, в том числе одного младенца. Таинство совершил епископ Арам Атесян .

Благодаря географической изолированности (на острове) церковь сравнительно хорошо сохранилась. Один из ведущих армянских специалистов по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечает, что реконструкция была осуществлена на высоком уровне , хотя ряд других специалистов указывают на незначительные недостатки .

См. также

Примечания

  1. Ахтамар — статья из Художественной энциклопедии
  2. Robert Fossier. . — Cambridge University Press, 1997. — С. 374.
  3. Ахтамар // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Austen Henry Layard, Layard Austen Henry. . — Cambridge University Press, 2010. — Т. I. — С. 114—115.
  5. А. Ю. Казарян. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. 4 . — С. 216—217 . 26 августа 2010 года.
  6. В. В. Шлеев. / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1. 12 октября 2010 года.
  7. (англ.) / Под ред. Patrick Goode. — Oxford University Press, 2009. — Vol. I. — P. 39.
  8. С. Мнацаканян, Б. Аракелян, С. Балян. Ахтамар // Армянская советская энциклопедия. — Т. 1 . — С. 225 .
  9. Токарский Н.М. Архитектура Армении 4-14 в. — Ер. : Армгосиздат, 1961. — С. 213.
  10. Армянская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. Каковкин А. Я. Рецензия: Мнацаканян С. Х. Ахтамар // ВВ. 1987. Т. 50. С. 201—203
  12. Г. Гоян. . — М. : Искусство, 1952. — Т. 2. Театр средневековой Армении. — С. 182—185. 5 октября 2010 года.
  13. В. В. Шлеев. / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1. 12 октября 2010 года.

    В рельефах Ахтамарского храма видна непосредственная связь с традициями так называемого сасанидского искусства, главным образом в ряде иконографических мотивов.

  14. Тер-Нерсесян С.М. . — М. : Центрполиграф, 2008. — С. —147. — 188 с.

    Сцена праздника, расположенная в центре завитков виноградной лозы, определенно является одной из любимых тем сасанидской царской иконографии, она сохранена также в мусульманском искусстве.

    Присутствие сасанидских мотивов очевидно в типах и передаче животных, в первую очередь кита в цикле об Ионе, который трансформировался в персидских сенмуров и гиппокампов. Влияние мусульманского искусства можно различить в некоторых других изображениях животных, а византийской иконографии — в религиозных сценах.

    Корона царя Гагика, вариант сасанидской крылатой короны, безусловно, была той самой, которую он получил от калифа.

  15. Д.Лэнг . . — Центрполиграф, 2004. — С. . — 350 с.
  16. Л. Р. Азарян. Фресковая живопись // История армянского народа. — 1976. — Т. III . — С. 406—409 .
  17. Лазарев В. Н. VI. 10. Искусство Армении // . — М. : Искусство, 1986. 24 декабря 2010 года.
  18. Г. Гоян. . — М. : Искусство, 1952. — Т. 2. Театр средневековой Армении. — С. 215—216. 5 октября 2010 года.
  19. // BBC:NEWS. — 29 March 2007. 21 октября 2010 года.
  20. . Дата обращения: 7 октября 2010. 22 мая 2021 года.
  21. ИА REGNUM: от 25 апреля 2015 на Wayback Machine
  22. . Дата обращения: 4 октября 2010. 6 января 2019 года.
  23. . Дата обращения: 11 сентября 2013. 18 ноября 2017 года.
  24. Э. Мандалян. , Русский Базар № 37(752) 16 — 22 сентября, 2010
  25. . Дата обращения: 4 октября 2010. 18 апреля 2010 года.

Литература

  • И. А. Орбели . Памятники армянского зодчества на острове Ахтамар // Избранные труды. — М. , 1968. — Т. I .
  • S. Der Nersesian. Aghtamar. Church of the Holy Cross. — Harvard, 1969.
  • M. S. Ipsiroglu. Die Kirche von Achtamar. — Berlin und Meinz, 1963.

Ссылки

  • на сайте virtualani.org
  • на сайте armenica.org
  • California State University. Armenian Studies Program.
Источник —

Same as Церковь Святого Креста (Ахтамар)