Interested Article - Абухосро

Абухосро , также Абу-Хусро , Абухисро и Абухуасро (жил в VIII веке) — правитель государственного образования Хунзахское нуцальство в середине VIII века. Это имя встречается в грузинском сочинении «Историческая хроника псевдо-Джуаншера» в которой сказано, что в VIII веке « тушами », то есть обитателями Тушетии , расположенной в верховьях Андийского Койсу , а также «хунзами и всеми язычниками тех мест правил» князь Абухосро, которому «Историческая хроника» дает грузинский титул эристав — «воевода» . Вто­рая часть имени Абухосро — «Хосро» — означает в переводе с пер­сидского языка «повелитель, царь» , либо собственное персидское имя Хосров . Первая же часть имени — « Абу » — арабское слово «отец»; часть арабского имени (кунья), означающая «отец того-то» . Образует род нисходящего отчества для перворождённого сына , таким образом получается что он был отцом своего старшего сына, чьё имя было Хосро, а его самого собственное имя неизвестно. Именно в годы его жизни произошло вторжение арабского полководца Марвана в Дагестан, который подчинил правителя хунзов в 739 году.

Происхождение

В родословной аварских нуцалов в исторической хронике Мухаммеда Рафи (XIV век) «Тарихи Дагестан» первым в длинном перечне предков хана Саратана назван Ар скан (возможно Арусхан, Арасхан, Урусхан (последнее буквально переводится как «Русский хан»). В летописи о походе Газиев на общество Шубут, отцом Саратана прямо назван Урус, и что они потомки Абу-Хусро . Далее у Мухаммада Рафи: «Султаны Авара, которые из рода султанов урус …». Опять же «урус» с аварского можно перевести как «русский».

«Абухосро» в грузинском источнике "ПсевдоДжуаншера", представляется «потомком правителей нагорья».

Также писарь Имама Шамиля Хаджи али Нахибаши из с. Чох , указывал, что хунзахские правители — это пришельцы с севера из племени «руссов». Далее он сообщает, что главнейшими из дагестанских ханов были — аварские, избрание которых было совершенно сходно с избранием русских царей. На троне аварском не восседал никто кроме ханов из рода их, до его пресечения в мужском и женском колене, как это известно и подтверждается сохранившимися рукописями и преданием. Если бы прекратился род аварских ханов, то на престол должен был быть избран хан из русских .

В хронике «История Ирхана», говорится, что жители Хадара ( Кадар или Хазария ) и Авара - «чистые русы», что подтверждает версию о том, что по сути это один и тот же народ.

Биография

Дагестанские источники, описывая первые походы арабов на «страну вражды» пишут, что, услышав об этом, «все неверные собрались вместе с войсками урусов (авар) у города Джур (Чор)». Двигаясь дальше, мусульманское войско разгромило Гумик, Хайдак и приступило к завоеванию Сарира (Ирхан, Авар). После долгого сопротивления «владетель трона убежал в Тушетию или Ункратль . По другой версии, правитель Сарира находился в столице, Мерван осадил его, но так и не смог взять крепость штурмом, пытаясь несколько раз. По словам Ибн Асама ал-Куфи, прошёл даже «полный год», прежде чем Мерван понял что напрямую взять штурмом крепость не удастся и пошёл на хитрость. В конце концов под видом арабского посла он оказался внутри и ему удалось рассмотреть все слабые места в обороне. Затем Марван «поднялся один наверх» и, оста­новившись у ворот замка, попросил впустить его, ибо он «посланец Марвана». Стража доложила правителю Сарира о прибытии посланца. Тот разрешил впустить его вовнутрь. Марван вошел и с почтением вручил сарирскому владыке письмо. Переводчик после ознакомления с текстом письма «стал пере­водить его на свой язык, передавая царю его содержание». Там было написано, что Марван размышляет: «То ли мне уйти, то ли нам в конце концов помириться?» Предположив не без оснований, что арабы, если им показать прочность своих позиций, большие запасы воды и провианта, прекратят осаду и уйдут, правитель Сарира, допуская, что посланник может быть одновременно и раз­ведчиком, приказал показать ему оборонительный комплекс. Здесь, однако, сарирский правитель недооценил арабскую военную маши­ну, которая вобрала в себя многовековые достижения многих стран Востока и Запада, и допустил большую ошибку. Он предполагал, что, показав посланнику-разведчику хунзахский оборонительный комплекс, вынудит арабское командование снять бесполезную оса­ду. Марван, который был прекрасным знатоком военного дела, за­метил, однако, в природных и военных укреплениях слабые места, через которые арабская армия с ее таранами, камнеметами и про­чей боевой техникой сумеет подойти к стенам «замка», взятие которого уже не представило бы большой трудности.

Возвратившись в лагерь, Марван написал второе письмо пра­вителю Сарира, в котором сообщил о своем дерзком поступке, а также о том, что он заметил слабые места в природных укреп­лениях, являвшихся главной защитой для его местопребывания, Поняв, что теперь может последовать штурм его «замка, называе­мого Хунзах», обещавший быть, скорее всего, удачным для обу­ченной, технически прекрасно оснащенной арабской армии, пра­витель Сарира решил подчиниться победоносному мусульманскому халифату. Он «написал Марвану», скорее всего по-арабски, и «за­просил у него мира», чтобы сохранить элиту, а следовательно, государство и этнос. После этого в 739 году вблизи Хунзаха был заключен мирный договор между мусульманами и сарирцами. Первые воздержались от вступления в местонахождение золотого трона — «замок, назы­ваемый Хунзах», а правитель Сарира обязался доставлять в Дер­бент ежегодно по тысяче голов скота, по 500 крепких отроков, по 500 красивых белокурых чернобровых девушек, а также до 100000 мер зерна в дербентские зернохранилища.

В грузинском же сочинении «Историческая хроника » сказано, что в эпоху походов Марвана , который подчинил Хунзах в 739 году, на Кавказ и при­легающие территории в Грузии правителем был Арчил , сын , а его современником являлся правитель хунзахцев, точнее сарирцев , Абухосро. В названном сочинении сообщается, что после ухода Марвана из Грузии царь Арчил при­был в Кахетию . Далее сказано, что в то время «тушами», то есть обитателями Тушетии, расположенной в верховьях Андийского Койсу, а также «хунзами и всеми язычниками тех мест правил» князь Абухосро, которому «Историческая хроника» дает грузин­ский титул эристав — «воевода». В то время князь Абухосро, владел, согласно тексту псевдо-Джуаншера, еще и областью Цукети , отождествляемой обычно с бассейном р. Курмухчай . В связи с данными грузинскими сообще­ниями, говорящими о сосредоточении в руках одного правителя власти над хунзахцами и «всеми язычниками тех мест», то есть над Сариром, а также над Тушетией и частью территории Закаталов, необходимо обратить внимание на информацию по данному поводу, приводимую в иных, независи­мых письменных источниках.

Этот царь Арчил побывал в Цукетии и Эретии . Деятельность грузинского царя на территории северо-западной Албании объясняется попытками грузинских властей и духовенства, пользуясь политической обстановкой, распространить христианство и свою власть в соседних землях. Можно предположить, что поход Марвана в 738 году в горный Дагестан проходил через территорию данной зоны, потому как стратегические пути связывали Эретию с Сариром. Процесс продвижения ислама в Нагорный Дагестан через Эретии и из других областей Кавказской Албании отражается также и в грузинских источниках. Они же сообщают о том, что одновременно грузинское государство предпринимало попытки христианизации этого края: «пришел правитель Грузии Арчил в Кахетию и отдал её всем своим дружинникам,… потом осел в Цукетии, построил замок Касри, а в ущелье Лаквасти возводил крепость». Под Лаквасти можно иметь ввиду Лекетское ущелье в Закаталах или же Лагодехи . Далее М.Джанашвили отмечает, что «он (Арчил) не изъявил желания отнять у Абухосро, царя Цукетии, его земли, под властью которого находились тушы, хунзды. Арчил построил в междуречье город-крепость Нухпати. Но пришел Марван и истребил нухпатцев» . Исследователь Г.Гейбуллаев идентифицирует «Нухпати» – крепость в междуречье – с аварским селением Нухбик (ныне Ёлайрыдж), к востоку от Китихор, примерно в 25 км. к югу от современной Закаталы . Слово Нухбикь переводится с аварского языка как «развилка дорог».

Абухвасро активно поддерживал христианских миссионеров. В западных районах началась активная миссионерская деятельность. В идеологической области, в частности, в распространении христианства, Грузия проводила систематическую, планомерную работу и добилась значительных успехов. По сообщению грузинской хроники царь Арчил, насильно обращает в христианство язычнков, в том числе гуннов и хунзов. "Он прибыл в Цукетию и выстроил там церковь Касри". В IX - X века на Северном Кавказе характеризуются повсеместным "парадом" христианских памятников и значительным укреплением позиций христианства. Это было последствием активной идеологической деятельности ряда христианских государств в X - XIII веках - Византии , Грузии и Руси ( Тмутараканское княжество ).

Опираясь на данные Ибн аль-Факиха , который пишет, ссылаясь на Ахмада ибн Вадиха ал-Исбахани, служившего письмоводителем у владетельных князей и высокопоставленных чиновников халифатской провинции Арминийа , что в провинции Арминийа, в состав которой входили территории Восточной Грузии и современного Азербайджана, име­лось 18 тысяч селений. Из них в пределах арминийского «государ­ства» Арран с центром в Берде находилось «четыре тысячи се­лений, большая часть которых — селения владетеля Сарира», резиденцией которого был Хунзах. Сведения Ахмада ибн Вадиха ал-Исбахани не датированы. Однако, судя по тому, что в то время Сарир пребывал в составе провинции Арминия, названные сведения следует датировать не позднее середины IX века. Скорее даже они относятся к концу VIII века; любопытно, что в 775 году арабским правителем Арминии был Вадих ал-Аббаси, сыном которого мог являться Ахмад ибн Вадих ал-Исбахани, чьи свидетельства в определенной степени подтверждают слова грузинской «Истори­ческой хроники» о принадлежности по крайней мере части Закатальской зоны Абухосро, который являлся правителем над «хунзами» во время Арчила, то есть в 40—50 годы VIII века. Сообщение же псевдо-Джуаншера о вхождении Тушетии и Хунзаха в состав одного горского государства подтверждается, например, дагестанским арабоязычным источником «Тарихи Даге­стана». Там сказано, что в доисламскую эпоху истории Аварии ту­шины были подданными — раятами князей, сидевших в Хунзахе.

В 785/86 гг., как пишет ал-Якуби , имели место смуты в про­винции Арминия. По сооб­щению «Исторической хроники псевдо-Джуаншера», примерно через 50 лет после похода Марвана на Грузию, то есть между 785—787 годами, грузинский правитель Арчил создал интересный брачный союз. Он «выдал замуж женщину из рода Абухосро» (по другой версии жену Абухосро ), ко­торый считался правителем «хунзов» и других горцев, за одного из родичей южно-грузинских владетельных князей, носивших иран­ский титул питиахш: «регент, вице-король; хранитель границы». Женщина та была «вдовой и не имела мужа». Арчил, устроив ее брак с членом рода питиахшей, «даровал им Цукети» — «заодно с крепостью и замком». В свете вышеприведенного ука­зания ал-Якуби данную информацию псевдо-Джуаншера надо, видимо, понимать следующим образом: в ходе смут в Закавказье, происходивших в 785/86 г., Арчил сумел организовать дело так, что правители Сарира, сидевшие в Хунзахе, лишились ранее под­властных им закавказских территорий или по крайней мере части их .

Примечания

  1. Ханбабаев К.М. Христианство в Дагестане в IV-XII вв
  2. . Дата обращения: 17 ноября 2020. 12 ноября 2020 года.
  3. З. А. Тесаев. // Рефлексия. — 2019. — Вып. 5 . — ISSN . 16 мая 2021 года.
  4. . Дата обращения: 17 ноября 2020. 13 сентября 2013 года.
  5. Т. М. Айтберов. Древний Хунзах и Хунзахцы. С.37
  6. . Дата обращения: 17 ноября 2020. 16 ноября 2020 года.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. // Энциклопедический лексикон : В 17 т. — СПб. : Тип. А. Плюшара , 1835—1841.
  9. Абу // Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами. СПб., 1861.
  10. 15 июля 2014 года.
  11. . Дата обращения: 17 ноября 2020. 13 марта 2022 года.
  12. . Дата обращения: 17 ноября 2020. 18 февраля 2020 года.
  13. . Дата обращения: 17 ноября 2020. 2 декабря 2020 года.
  14. ХАЛАЕВ ЗАХИД АЛИЕВИЧ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ АЛАЗАНСКОЙ ДОЛИНЫ В XVI- XVIII вв. МАХАЧКАЛА 2012
  15. Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе // СМОМПК. Тифлис, 1887. Т. 22. С. 10.
  16. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана…Баку, 1986. С. 152.
  17. . Дата обращения: 18 ноября 2020. 23 мая 2021 года.

Литература

Источник —

Same as Абухосро