Алты чуб
- 1 year ago
- 0
- 0
Чуб — прядь мужских волос , вихор.
У В. И. Даля перечисляются: Чуб ( м. ) чубо́к , чубе́ц , чу́бчик , чуби́шка , чуби́ща ; чуба́к , чупа́к ( арх. ) чупры́на (ж.) юж. зап. чупру́н (м.) хохол (хохолок), вихор , взбитый или отрощенный клок волос, косма на темени, оселедец , или на лбу, тупей . В русском языке это слово может относиться как к части шевелюры, так и к причёске , целиком из него состоящей .
Подобная причёска ( айдар ) издревле была принята у древних праболгар , хазар , печенегов , половцев и других кочевников Великой степи . Лев Диакон , вероятно, лично видевший киевского князя Святослава Игоревича , свидетельствует, что «голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода» .
Кызылбаши брили бороды, отпускали длинные азербайджанские усы, а на бритой голове оставляли чуб. Со слов агента Московской компании Лайонеля Плэмтри, побывавшем в Сефевидской империи в 1568—1574 гг., длина чуба могла достигать 2 футов (~ 61 см), а её обладатели верили в то, что с помощью него они легче перенесутся на небо, когда умрут.
У польско-литовской шляхты XVI—XVII веках чуб волос на выстриженной голове был проявлением сарматской моды и, как следствие, особым знаком особого аристократического происхождения, отделявшим не только от простолюдинов, но и от коренного населения. Для запорожских казаков ( черкас ) такой чуб являлся своего рода отличительной чертой зрелого воина, ибо молодым бойцам ( джу́рам ) его носить не позволялось. Казачий отрощенный клок волос называют также: айдар , ардар , оселедец , чупрун , чуприна , хохол (хохолок).
Значение чуба, хохла или айдара в русском языке постепенно менялось, напрямую следуя за политической ситуацией. Во времена смуты клок волос на бритой голове крепко запомнился русским людям, прежде всего как бросающаяся в глаза черта внешнего облика вражеского войска, вторгшегося в Россию, и безусловно относившийся к человеку «чужого» мира и «чужой» веры. Однако очень скоро, уже к середине XVII века (в 1640-х годах) запорожцы приобрели репутацию главных защитников православия в Речи Посполитой и, как следствие, изменилось отношение к казацким чубам. Необычная, не соответствующая русским традиционным нормам внешность продолжала оставаться в сознании критерием различения, но человек с такой внешностью уже перестал оцениваться как приверженец чужой, латинской веры, а «хохол» на его голове уже не воспринимался как символ вероотступничества.