Interested Article - Шарашидзе, Тициан Епифанович

Тициан Епифанович Шарашидзе ( 25 октября 1898 , Чохатаури 22 июня 1955 , Москва ) — советский театральный режиссёр (по национальности грузин ). Режиссёр Большого театра , художественный руководитель Туркменского театра оперы и балета . Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1945).

Биография

В 1926 году окончил Грузинскую театральную студию В. Л. Мчеделова в Москве. Ученик Н. В. Демидова по Грузинской студии в Москве .

В 1926—1940 и 1945—1953 годах — режиссер Большого театра. В 1940—1945 годах — художественный руководитель Туркменского театра оперы и балета (Ашхабад). В 1935—1941 и 1945—1955 годах — режиссёр оперного класса и оперной студии Московской консерватории (доцент с 1939 года). Член ВКП(б) с 1938 года.

Воспоминания современников

Петров И. И. , советский российский оперный певец ( бас ), актёр Большого театра, пишет в автобиографии «Четверть века в Большом (Жизнь, Творчество, Размышления)», описывая начало своего артистического пути в 1943 году, следующее :

18 августа того же года я выступил в опере Верди "Риголетто" в роли Монтероне. Дирижировал оперой Кондрашин, а ставил замечательный режиссер Шарашидзе. Тициан Епифанович Шарашидзе был очень симпатичный, высокообразованный человек, работа с ним доставляла мне большое удовольствие и приносила огромную пользу.

Упомянут в дневнике жены писателя М. А. Булгакова . 14 сентября 1936 года жена драматурга, Е. С. Булгакова записала в дневнике :

Поздно вечером приехали: совсем больной, простуженный Самосуд , Шарашидзе и Потоцкий — «на полчаса». Сидели до трех часов ночи.

Самосуд:

— Ну, когда приедете писать договор — завтра? Послезавтра?

Это его манера так уговаривать. Сказал, что если М. А. не возьмется писать либретто, то он не поставит оперы Потоцкого.

М. А. в разговоре сказал, что, может быть, он расстанется с МХАТом.

Самосуд:

— Мы вас возьмём на любую должность. Хотите — тенором ?

На следующий день М. А. Булгаков уволился из МХАТа и начал работать для Большого театра. В тетради с подготовительными материалами автор либретто датировал начало работы над « Чёрным морем » 16 октября 1936 года.

Постановки в Большом Театре

Список постановок опер в Большом театре :

Впервые на советской сцене поставил оперы: «Сын солнца» Василенко (1929 год, совместно с Н. С. Домбровским и др.), «Алмаст» Спендиарова (1930 год, совместно с с В. М. Бебутовым), «Вышка Октября» Яворского (1930 год) — все в Большом театре; «Юсуп и Ахмет» Шехтера и Кулиева (1942 год) — в Туркменском театре оперы и балета.

Награды

  • Орден «Знак Почёта» ( 27 мая 1951 года ) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкально-театрального искусства и в связи с 175-летием со дня основания Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР
  • Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1945).

Примечания

  1. Н. П. ИнфоРост. . lib.sptl.spb.ru . Дата обращения: 17 декабря 2020. 6 июля 2022 года.
  2. Демидов Н. В. Творческое наследие. Т.4 ТЕОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА АКТЕРА . — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2009. — С. 643. — 654 с.
  3. Петров. И. И. «Четверть века в Большом (Жизнь, Творчество, Размышления)» . — Алгоритм, 1990, 2003. — С. 16. — 79 с. — ISBN 5-9265-0085-0 , 978-5-9265-0085-8.
  4. . www.rulit.me . Дата обращения: 17 декабря 2020. 6 ноября 2017 года.
  5. Булгакова Е. С. . Дата обращения: 10 декабря 2020.
  6. . archive.bolshoi.ru . Дата обращения: 15 декабря 2020.

Литература

  • // Театральная энциклопедия. / Глав. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия , 1967. — Т. 5. — 1136 с.
  • Творческое наследие : в 4 т. / Н. В. Демидов ; Санкт-Петерб. гос. театр. б-ка. — [Т. 4], кн. 5 : Теория и психология творчества актера аффективного типа / [сост., подгот. текста, примеч. М. Н. Ласкиной] .— Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2009. — 654 с. — Библиогр. в примеч. — Имен. указ.: с. 623—650. — Содерж.: Дополнения. Разное. Биографические материалы. Из переписки. / ссылка на книгу:

Ссылки

Источник —

Same as Шарашидзе, Тициан Епифанович