Арнштам, Кирилл Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Марты́нович Арншта́м ( 1880 — 1969 ) — российский , советский , немецкий , французский художник , график , иллюстратор , сценограф , художник кино.
Родился 9 апреля 1880 года в Москве на Петровке , был четвёртым ребёнком в еврейской купеческой семье из Риги . Его отец Мозес Арнштам был владельцем текстильных мануфактур и модного магазина , в 1890-е годы семья жила на Большой Дмитровке в доме Штюрцваге , потом в доме Мятлева . С детства занимался музыкой — брал уроки фортепьяно у Давида Шора , скрипки — у и, затем, у . Окончил одну из лучших школ Москвы — частную гимназию Креймана , находившуюся на Петровке, 25 недалеко от дома его родителей .
В 1901 году окончил философский факультет Университета Фридриха Вильгельма в Берлине . В 1907 году получил второе высшее образование, окончив юридический факультет Московского университета . Будучи студентом, посещал мастерскую художника Константина Юона на Арбате .
В шестнадцатилетнем возрасте познакомился на Рижском взморье с дочерью петербургского коммерсанта Розой Мордухович, ставшей впоследствии его женой. В своём петербургском доме Мордухович устраивала литературные вечера. На них в 1905 году появился сатирический журнал « Сигнал », издание которого взял на себя её отец, а главным редактором стал Корней Чуковский . В этом журнале впервые были опубликованы рисунки Александра Арнштама («…Я посылал их с радостью, печалясь, что нахожусь не рядом») .
В начале осени 1905 года в Швейцарии прошла свадьба Александра Арнштама и Розы Мордухович, после которой они поселились в Париже . Арнштам в это время учился в академии Гранд-Шомьер у Люсьена Симона и . Из-за болезни Розы семья затем переехала в Швейцарию, где в Лозанне в 1907 году родился их первый ребёнок .
В 1907 году Александр Арнштам с женой и ребёнком вернулся в Россию и поселился в Санкт-Петербурге. Оформив обложку номера журнала « Золотое руно », посвящённого Евгению Лансере , Арнштам начал работать в книжной графике . Постепенно он расширил сферу своих профессиональных интересов и стал заниматься театром и живописью. В русле своих театральных интересов в 1913—1914 годах Арнштам писал критические статьи для газеты « ». В 1914 году выполнил декорации к оперетте « », поставленной Константином Грековым в частном Театре Незлобина . В 1915—1917 годах участвовал в различных выставках, в том числе в выставках « Мира искусства » .
Отдыхая в 1914 году в Финляндии в Куоккале , Александр Арнштам нарисовал по просьбе Корнея Чуковского обложку для его рукописного альманаха « Чукоккала ». В 1916 году художник выпустил «Наш журнал» с текстами и рисунками детей — своих и детей своих знакомых (Бенуа, Серебряковых, Добужинских, Рерихов, Городецких). В 1916 году Арнштам оформил книгу «Валентин Серов» — первую из серии «Библиотека иллюстрированных монографий». В 1919 году иллюстрировал книгу Андрея Левинсона «Старый и новый балет» .
Отношение Александра Арнштама к Февральской революции осталось неизвестным. Октябрьский переворот он встретил настороженно, но тем не менее был приглашён работать в редколлегию Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса РСФСР) и заведовать художественным отделом « Свободного журнала » (1917—1918). Художник начал работать с Госиздатом и получил много заказов. Арнштам участвовал в массовом издании литературной классики и иллюстрировал произведения Александра Пушкина , Ивана Тургенева , Алексея Кольцова и других писателей. Одновременно с этим Александр Арнштам был назначен директором художественной школы для молодёжи и рабочих .
В конце 1919 года Александр Арнштам был арестован ЧК по делу работников петроградской конторы Центросоюза («процесс экономической контрреволюции») и, несмотря на заступничество Максима Горького и Анатолия Луначарского , провёл в тюрьмах Петрограда и Москвы девять месяцев. Находясь в тюрьме, оформил по заказу Госиздата революционную «Азбуку» (в 1922 году «Азбука» экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции под вывеской «8 иллюстраций к книге „Народная азбука“»). О своём пребывании в тюрьме написал: «человеческая жизнь стоила столько же сколько мыльный пузырь… или ещё меньше». После Бутырской тюрьмы был отправлен в Покровский (или Семёновский) концлагерь (специализированная тюрьма ВЧК) в Москве и, после снятия обвинения, был освобождён .
После освобождения Арнштам был назначен художественным консультантом московского отделения Госиздата и приглашён к сотрудничеству с журналом « Красноармеец ». В литературной секции Госиздата отвечал за художественное оформление сочинений Пушкина, готовя издания его произведений с иллюстрациями русских художников и оформляя обложки .
22 ноября 1921 года Арнштам вместе с семьёй эмигрировал в Берлин, о чём говорил с сожалением: «Для меня этот отъезд был событием мрачным, тоскливым, непоправимым». Продолжил работать как иллюстратор книг с издательствами « », « », « », « », « » и др. В 1922 году совместно с основал издательство , в котором заведовал художественной частью. В этом издательстве последовательно подготовил книги со своим графическим оформлением: «Московия ХVII-го века» Георгия Лукомского , «Алхимия театра» , « » Николая Евреинова . Не прерывая до середины 1920-х годов связей с ленинградским отделением Госиздата, продолжал работать над отдельными томами « Жана-Кристофа » Ромена Роллана .
В Берлине Арнштам занимался частным преподаванием; самые известные его ученики — Тото Познер и Олег Цингер . Также занимался сценографией — оформлял спектакли Ж. Альтмана и создавал костюмы для балетов Самуила Вермеля. Поддерживал связи с режиссёром Николаем Евреиновым, актёрами Г. Серовым и Акимом Тамировым , писателями Виктором Ирецким , Осипом Дымовым , Алексеем Ремизовым и Виктором Шкловским .
В 1922 году Александр Арнштам экспонировал свои работы на 1-й выставке русского искусства в галерее Ван Димена. После отъезда Николая Минского в Лондон Арнштам был избран председателем Дома искусств. В 1923 году Арнштам участвовал в создании Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих. В Берлине художник создал большое количество женских портретов и портретов людей творческих профессий. Критика находила в портретах «господина профессора А.» «изысканный штрих». С 1928 года Арнштам начал работать в кинематографе в различном качестве с различными компаниями — UFA , Terra Films , Gottschalk Films и др. В частности, он выступил художественным консультантом самого коммерчески успешного фильма Германии 1929 года « Восхитительная ложь Нины Петровны » .
В 1933 году, восприняв национал-социализм как реальную угрозу себе и своей семье, Александр Арнштам вновь эмигрировал — во Францию и поселился в Париже , где уже жил и работал его старший сын Жорж. Начав всё сначала, он длительное время перебивался мелкими заказами для кинорекламы, пока наконец в 1938 году не получил приглашение вместе с оформить фильм « Катя » режиссёра Мориса Турнёра . После успешного проката фильма Арнштам начал получать заказы на рекламу от кинофирм , , , и др. В оккупированном немцами Париже он оставался с женой до 1943 года и рисовал программки для концертного зала Плейель , а затем снова бежал от нацистов на юг Франции. До конца Второй мировой войны жил в , где писал пейзажи и жанровые сцены, в том числе из русской жизни .
После войны Арнштам поселился в Монморанси близ Парижа. Периодически работал над фильмами, делал киноафиши. В 1953 году в студии Vendôme инсценировал пьесу шведского писателя «Потоп». В конце 1950-х годов оформлял книги Эмиля Золя из цикла « Ругон-Маккары » в серии Livre de poche (карманные издания), заказы на которые ему передавал сын Кирилл. После смерти жены в 1956 году Арнштам переехал к сыну Кириллу в Пале-Руаяль. Там он начал делать книгу о Пале-Руаяле и его «прославленных обитателях». Книга должна была состоять из фотографий, его собственных рисунков и текстов об этом месте. Жан Кокто сделал для этой книги фронтиспис и написал вступление, но проект оказался для издателей слишком дорогим и не состоялся .
Последним осуществлённым крупным проектом Александра Арнштама стал балет по роману Эмиля Золя «Нана», музыку к которому написал Анри Томази . Несколько лет Арнштам работал над сценарием, декорациями и костюмами к спектаклю. Премьера балета состоялась 14 декабря 1962 года в Страсбурге .
Умер 6 октября 1969 года.
Сестра — Тереза Мозесовна (Моисеевна) Арнштам (в замужестве Вендель; 6 августа 1879, Москва — 1941, Рига) , погибла с семьёй в Рижском гетто ; в её рижском доме А. М. Арнштам с семьёй жил после эмиграции из России в 1921 году . Брат — Яков Мозесович Аронштам. Сестра Элла.
Жена — Роза Адольфовна Мордухович (в замужестве Арнштам , 1882—1956), дочь петербургского купца Адольфа Самуиловича (Самойловича) Мордуховича , владельца товарищества «А. С. Мордухович и К», представлявшего филадельфийские паровозостроительные заводы Бальдвина в России , который среди прочего был издателем редактируемого К. И. Чуковским журнала « Сигнал » . Их дети :
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1928 | ф | Heimkehr | Консультант | |
1928 | ф | Rasputins Liebesabenteuer | Художник | |
1929 | ф | Восхитительная ложь Нины Петровны | Die wunderbare Lüge der Nina Petrowna | Консультант |
1930 | ф | Der Mann, der den Mord beging | Костюмы | |
1930 | ф | Der unsterbliche Lump | Костюмы | |
1938 | ф | Катя | Katia | Декорации (совместно с ) |
1947 | ф | L'Amour autour de la maison | Декорации | |
1947 | ф | L'Arche de Noé | Декорации (совместно с |