Interested Article - Дидур, Адам

Ада́м Ди́дур ( польск. Adam Didur ; 24 декабря 1874 , около Заанига , Австро-Венгрия , ныне , Санокский повят , Польша , — 7 января 1946 , Катовице , Польша) — польский оперный певец ( бас ), вокальный педагог.

Биография

Учился пению у Валерия Высоцкого в консерватории во Львове , где дебютировал в 1894 году . Совершенствовался в Милане , в 1895 году впервые выступил в « Ла Скала », вошёл в труппу театра и был его солистом до 1898 года . В 1899 1904 годах пел в оперных театрах Варшавы и Львова, c 1905 по 1907 год в Мариинском театре в Петербурге . В 1909 - 1910 годах — в Большом Театре в Москве .

В 1904 1914 годах с успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах Европы , Северной и Южной Америки .

C 1914 по 1932 год — солист « Метрополитен Опера » в Нью-Йорке .

В 1932 году закончил певческую карьеру и вернулся в Европу. В 1939 году возглавил . Во время Второй мировой войны находился в Варшаве, занимаясь [ уточнить ] преподавательской деятельностью во Львовской консерватории .

В 1945 году организовал оперу в Бытоме ( Силезия ), был её первым директором, одновременно преподавал в консерватории в Катовице , где среди его учеников была Мария Фолтын .

Творчество

Дидура иногда называют крупнейшим оперным артистом первой трети XX века , однако известно, что после прихода в «Метрополитен Опера» в 1922 году Ф. И. Шаляпина Дидур больше не выступал там в партии Бориса Годунова (за единственным исключением), хотя эта роль признавалась его высшим достижением .

Адам Дидур в роли Бориса Годунова
Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова

С другой стороны, существует мнение, что при сравнении сохранившихся записей Дидура и Шаляпина исполнение польским певцом партии Мефистофеля ( «Фауст» Гуно ) всегда предпочтительнее .

Алексей Иванов в книге «Искусство пения» приводит оценку Адама Дидура, данную Г. Боссе :

«Хотя певец и владел в совершенстве своим выдающимся голосом, однако он в музыкально-выразительном отношении не знал „секретов“ контраста пения, а пел всю оперную партию звуком одной силы. Сначала в спектакле он поражал слушателей мощью звучания, потом постепенно люди привыкали к этой силе, оркестр тоже заражался звучностью и незаметно усиливал нюансы, так что в конце спектакля публике уже прискучивало слушать однообразное звучание его голоса, и успех ослабевал. Адам Дидур не мог выдержать конкуренции с другими оперными мастерами и раньше времени вынужден был расторгнуть контракт с дирекцией императорских театров» .

Признание

C 1979 года в Польше проводится конкурс вокалистов имени Адама Дидура.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. . Дата обращения: 31 мая 2009. 19 сентября 2010 года.
  3. от 16 мая 2008 на Wayback Machine
  4. А. П. Иванов. Искусство пения. М.:Голос-пресс, 2006. ISBN 5-7117-0124-X . Стр. 98

Литература

  • Дидур о Шаляпине и Собинове // Театр. 1909. № 490. С. 10.
  • Я.Вайда-Королевич. Жизнь и искусство (Воспоминания оперной певицы). — Л.-М.: Искусство, 1965. — С. 31,34,48,56,61,67,91,119,180,274,280,300. — 344 с. — (Театральные мемуары). — 13 000 экз.
  • С.Ю.Левик. Записки оперного певца. — Москва: Искусство, 1962. — С. 161,167,189,190,473. — 712 с.
  • A. Neuer; J. Kański; R. Gowarzewska-Griessgraber; M. Sienkiewicz-Woskowicz. Adam Didur (польск.) . — Polskie Wydawnictwo Muzyczne SA, 2005. — 124 с. — ISBN 83-224-0851-X .
  • L. Z. Mazepa. Adam Didur we Lwowie (польск.) . — Polskie Stowarzyszenie Pedagogów Śpiewu (Wrocław), 2002. — 261 с. — ISBN 839126954X .

Ссылки

Источник —

Same as Дидур, Адам