Левин, Лев Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Миха́йлович Сибиряко́в (настоящее имя Лейб Моисеевич Спивак ; 1869 или 1870 , Полонное — 1938 , Варшава ) — артист оперы (бас), вокальный педагог.
Уроженец еврейской семьи из местечка Полонного Волынской губернии (ныне город Хмельницкой области , Украина ). В детские годы был певчим в хоре синагоги. Серьёзно заниматься пением начал в Одессе, где благодаря удачной женитьбе стал обеспеченным материально. Здесь и началась его сценическая карьера. В 1890-е годы учился и стажировался в Италии, выступал под именем Леопольдо Спиваккини в театрах «Сан-Карло» (Неаполь) и « Ла Скала ». Итальянская вокальная школа определила его дальнейшую исполнительскую манеру.
С конца 1890-х годов был солистом различных оперных театров Российской империи, в том числе Киевской оперы , Большого театра , Бакинской, Тифлисской, Харьковской опер. Исключительной красоты голос завоевал певцу широкое признание. Его пригласили в Мариинский театр , где солист выступал в 1902—1904 и 1909—1921 годах; чтобы стать актёром императорской сцены, он должен был принять крещение и взял девичью фамилию жены — Сибиряков. Но певец не забывал о своём происхождении и в 1910 году выступил с концертом в родном местечке, где исполнял, наряду с оперными ариями, русские, украинские и еврейские песни.
Неоднократно выезжал на гастроли по Российской империи и за рубеж; пел в Бостоне, Лондоне, Берлине. Свыше 450 вокальных произведений в его исполнении были записаны на грампластинки.
В начале 1920-х годов Л. М. Сибиряков эмигрировал в Польшу. Там он продолжал гастрольную деятельность, выступал во многих городах Европы и Америки. В 1930-е годы — педагог, профессор Варшавской консерватории . По наиболее распространённой версии, скончался в Варшаве в 1938 году. Встречается [ где? ] , впрочем, утверждение, что его жизненный путь оборвался в 1942-м в Антверпене.
Вокальные данные Льва Сибирякова были превосходны: его голос звучал с равной мощностью во всех регистрах, отличался приятным тембром и был хорошо обработан благодаря итальянской выучке — «мягкий, певучий, как струна первоклассной виолончели» , хотя у певца с детства и до старости сохранялся южный акцент. В то же время исполнитель, как многие певцы итальянской школы, придавал второстепенное значение актёрской игре, жесту, мимике, не стремился к созданию полноценных драматических образов. Все это заменял ему собственно вокал. «Сама стихия прекрасно воспитанного, выхоленного, поразительно культивированного звука привносила в пение Сибирякова ту образность, а кое-где и поэтичность, которые порой убеждали слушателя не меньше, чем хорошо продуманное, отличное пение артиста с посредственным голосом» .
Пением Сибирякова увлекался Михаил Булгаков , который в молодые годы сам мечтал об оперной карьере. Сестра писателя Надежда Булгакова-Земская рассказывала: «На столе у него, гимназиста, стояла фотографическая карточка артиста Киевской оперы Льва Сибирякова — с надписью, которую брат с гордостью дал мне прочесть: „Мечты иногда претворяются в действительность“» .