Галацан, Андрей Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Граф Андрей Павлович Шувалов ( 12 [24] марта 1817 — 14 ( 26 ) апреля 1876 ) — предводитель дворянства Санкт-Петербургской губернии , председатель губернского земского собрания, писатель из рода Шуваловых . Генерал-майор (1865), действительный статский советник (1873).
Сын графа Павла Андреевича Шувалова (1777—1823) и княжны Варвары Петровны Шаховской (1796—1870), правнук генерал-фельдмаршала П. И. Шувалова . Родился в Петербурге, крещен 31 марта 1817 года в Придворной церкви Зимнего дворца при восприемстве Александра I и императрицы Марии Фёдоровны.
Рано потеряв отца, вместе с братом Петром воспитывался матерью, официальным их опекуном был назначен близкий друг их отца М. М. Сперанский . Получил домашнее образование, детские годы и юность провел по большей части за границей.
Будучи против третьего замужества матери с князем Бутера ди Ридали, в 1835 году поступил в армию и уехал на Кавказ, где поступил подпрапорщиком в Грузинский гренадерский полк , но вскоре перевелся в Нижегородский драгунский . Существует предположение, что Шувалов поехал на Кавказ не добровольно, а был сослан Николаем I за какую-то провинность.
Беспрестанные стычки с горцами дали Шувалову возможность отличиться, получить знак отличия военного ордена и быть произведенным в офицеры. Участвовал в экспедициях 1836 года, в том числе с 12 по 17 сентября для сооружения Александрийского укрепления; был ранен в правый бок, 14 мая 1837 года произведен за отличие в делах в прапорщики ; в 1838 году прикомандирован к лейб-гвардии Гусарскому полку. На Кавказе служил в одном полку с Лермонтовым , а позже в столице они вместе посещали салон Карамзиных и входили в « кружок шестнадцати », неформальным лидером которого был Лермонтов. Князь М. Б. Лобанов-Ростовский так отзывался о Шувалове:
…гр. Андрей Павлович Шувалов, несколькими годами старше брата, храбро сражался на Кавказе, где получил солдатский Георгиевский крест и рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо, казавшееся несколько сонным, но вместе с тем плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре. При худощавом сложении у него были стальные мускулы и удивительная ловкость на всякого рода физические упражнения: он стрелял из пистолета, фехтовал, делал гимнастику, прыгал в длину и высоту как профессиональный артист, превосходно справлялся с самыми горячими английскими лошадьми. Он очень нравился женщинам, благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким и приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка — с другой. Он сам очень гордился этими своими достоинствами… У него был легкий и поверхностный ум с большой долей упрямства, которое он принимал за силу характера; он был хорошим товарищем и во всех отношениях истинным джентльменом .
В 1840 году был назначен адъютантом к князю Паскевичу ; в 1840 году стал поручиком . В 1842 году в связи с ранением Шувалов вышел в отставку и уехал за границу. Через шесть лет снова поступил на военную службу адъютантом к главнокомандующему действующей армией и в 1849 году в чине поручика был пожалован свитским званием флигель-адъютанта .
Затем Шувалов по высочайшему повелению был командирован для наблюдения за рекрутскими наборами: в 1849 году в Пензенскую губернию , в 1850 году в Лифляндскую , в 1852 году в Харьковскую и в 1853 году в Оренбургскую . По высочайшему же повелению был командирован в 1854 году в Ревель для раздачи пособий жителям, а в 1861 году — в Харьковскую губернию по крестьянскому делу.
Служил в Кавалергардском полку в чине полковника . 19 ( 31 ) января 1865 года вышел в отставку с присвоением чина генерал-майора, с этой же даты утратил звание флигель-адъютанта .
В 1864 году В. П. Шаховская (Бутеро-Родали) подписала «предварительный домашний акт», а 1 июня 1865 года в Париже — завещание. Первым документом она передавала в дар сыновьям Пермское родовое имение «в полное и вечнопотомственное владение». 26 апреля 1864 года братья Пётр Павлович и Андрей Павлович поделили его на две части, подписав раздельный акт. Андрею Павловичу достались Юго-Камский завод и Новоусольские и Ленвенские соляные промыслы с земельными дачами площадью 440 400 десятин . Во вторую часть Петра Павловича вошли Лысьвенский , Бисерский и часть Кусье-Александровского завода , а также Крестовоздвиженские золотые и платиновые прииски и 496 156 десятин земли. За собой княгиня оставила только выкупные ссуды бывших крепостных крестьян .
Принимал деятельное участие в работе Петербургского земского собрания, закрытого в январе 1867 года по приказу императора, усмотревшего в его деятельности дух мятежа и своеволия. Шувалов как наиболее активный оратор земского собрания был выслан в Париж на три года. В 1869 году ему было позволено вернуться на родину.
Был избран на два трехлетия (1872 и 1875 годы) предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии; в этой должности он получил чин действительного статского советника , а за труды по первому призыву на основании нового устава о воинской повинности — орден Св. Станислава 1-й степени. С 1872 года был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге .
Скончался Шувалов скоропостижно 14 апреля 1876 года, совершенно неожиданно для окружающих от острого отека мозга, ещё накануне заседая в думе . На его похоронах не было никого из прямых родных, распорядителем был свояк . Толпа извозчиков (до нескольких сотен) явилась к дому Шувалова на ул. Моховой , дом 10, чтобы нести гроб до Невского и тем выразить свою благодарность покойному. П. А. Валуев писал о графе Шувалове: «Какая пестрая, неровная, везде и во всем незаконченная жизнь! Было время, я к нему ощущал искреннюю дружбу, но он отбил это чувство» .
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .
Особенно известен Шувалов как земский деятель. С возникновением земских учреждений он посвятил себя земскому делу; в деятельности этой последовал, по независящим от него причинам, некоторый перерыв, но, принявшись снова за то же дело, он проявил энергичность и основательное знакомство с предметом. Широко образованный, с твердыми убеждениями и инициативой, Шувалов отстаивал независимость городского самоуправления и соответствовал требованиям времени в вопросах налога на труд, расходясь при этом во взглядах с экономической позицией городской думы; его энергии Петербург обязан отрицательному решению вопроса о монополий извозного промысла. Его смерть помешала разрешить вопрос о порядке выборов в городскую думу. Все обширные занятия по земскому делу не мешали Шувалову уделять время другим вопросам; он принимал участие во многих комитетах и комиссиях, в том числе по рабочему вопросу, и содействовал организации международного статистического конгресса в С.-Петербурге.
23 августа 1844 года в Вене женился на Софье Михайловне Воронцовой (03.04.1825—15.08.1879), фрейлине двора (1843), дочери князя Михаила Семёновича Воронцова от брака с Елизаветой Ксаверьевной Браницкой . Семейная жизнь Шуваловых сложилась не особенно удачно, супруги мало подходили друг другу и жили разными домами. Граф с 1850-х годов имел связь с другой женщиной, в доме которой и умер. По словам С. Д. Шереметева , Софья Михайловна была «существо безобидное и совершенно бесцветное, никогда не отличавшаяся красотой и крайне неразвитая физически и умственно» . Последние годы проживала в Швейцарии, где и скончалась от болезни сердца. Похоронена в Веве на местном кладбище Сен-Мартен. В браке имела семерых детей, которых воспитывала одна: