Interested Article - Зальный храм

в Шнеберге — пример зального храма.

Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдо базилика ), а также однонефный храм без трансепта . Зальным называется пространство, имеющее примерно равные размеры в высоту, длину и ширину. Поэтому трёхнефные базиликальные храмы, имеющие нефы или неф и трансепт одинаковой высоты, называют зальными .

В западноевропейской архитектуре «зальные церкви» ( нем. Hallenkirche, Saalkirche ) известны с XI века. В отдельных случаях они являются результатом развития храмов крестово-купольного типа . Поэтому купольные базилики, например в ранней византийской архитектуре, или храмы типа вписанного креста, также бывают зальными. Именно такие композиционные схемы получили дальнейшее развитие в архитектуре итальянского Возрождения и барокко .

Второй ярус надстроенных боковых нефов зальных базилик называют эмпорами . Зальный тип церкви характерен для многих сооружений английской готики , а также для средневековых вестфальских и баварских храмов времён поздней « зондерготики », для прибалтийских лютеранских храмов с башней-колокольней, завершаемой шпилем. Наиболее влиятельный тип зального храма изобрёл мастер «зондерготики» Генрих Парлер , перестроивший в 1325-1330 годах в швабском Гмюнде . В последующие два века зальный храм оставался наиболее востребованным типом церкви в южногерманских землях (церкви Святого Мартина в Ландсхуте ; Мейсенский собор ; Святого Лаврентия в Нюрнберге ; Святого Георгия в Динкельсбюле , Святого Стефана в Вене ).

За пределами Германии зальными являются собор в Бристоле , зал капитула Вестминстерского аббатства , Собор Святой Варвары в чешском городе Кутна-Гора . Известны купольные зальные церкви эпохи барокко ( нем. Wandpfeilerhalle ). Возведение купольных зальных церквей с трансептом не выходящим за пределы трёх нефов одинаковой высоты возводили архитекторы ордена иезуитов согласно постановлениям Тридентского собора католической церкви . Похожим образом строили малые проповедническая храмы и церкви нищенствующих орденов . Однонефные зальные храмы характерны для архитектуры Кавказа (Грузии, Армении, Алании), начиная с раннехристианских времен и вплоть до XVII — XVIII веков.

Зальной постройкой является Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Залы зрительно расширяют внутреннее пространство храмов из-за того, что свет из окон боковых нефов беспрепятственно освещает центральный, а также за счёт того, что опорные столбы, которые в ранних постройках делали крещатыми, заменяются круглыми колоннами .  Такое новшество, в частности, впервые применил в древнерусской архитектуре мастер из Болоньи Аристотель Фьораванти в Успенском соборе в Московском Кремле (1475—1479). Столь необычное для русских церквей решение было отмечено летописцами как «палатообразное», т. е. напоминающее «светлостию и звонкостию» помещения светских построек.

Примечания

  1. Власов В. Г. . Зал, Зальное пространство // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 655
  2. Комеч А. И. Храм на четырёх колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. — М.: Наука, 1973. — С. 64—77
  3. Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitektur. — München: Prestel, 1966. — S. 263—264
  4. Власов В. Г. . «Иезуитов стиль» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 29—31
Источник —

Same as Зальный храм