Interested Article - Хазра (Гусарский район)

Хазра (ранее Хазры ; азерб. Həzrə , лезг. Гьезре ), или Яргун ( лезг. Йаргун ) — село в Гусарском районе Азербайджана , расположенное на правом берегу реки Самур , на высоте около 660 м над уровнем моря, в 17 км к северо-западу от города Гусар , близ государственной границы с Россией .

История села и предания

Село Хазра было образовано в результате объединения мелких родовых поселений . Оно названо так в связи с захоронением здесь хазрат Шейх Джунейда в XV веке, который считался святым . Так, в одном предании об образовании села говорится, что оно основано на месте гибели здесь ардебильского шейха Джунейда, деда Шаха Исмаила I . По одной из версий, в 1456 году Шейх Джунейд предпринял ряд походов на эту территорию с целью обращения местного населения в лоно шиизма . Ему удалось перейти Самур и вторгнуться в пределы Южного Дагестана, однако впоследствии он был изгнан оттуда. Покидая пределы Дагестана, остатки персидских войск на берегу Самура (неподалёку от села Хазра) вновь столкнулись с отрядами горцев-лезгин. В этой битве отряд Джунейда был разгромлен а его предводитель убит. Остатки войск похоронили Джунейда в селе Хазра и поспешно удалились в Персию . По другой версии, шейх Джунейд погиб в 1460 году в бою с войсками ширваншаха Халил-уллы I , после чего был похоронен здесь. После того, как его останки были перезахоронены в Ардебиле по велению шаха Тахмаспа I здесь был воздвигнут мавзолей . На китабе , расположенном на фасаде памятника, указана дата 1544 год .

В другом предании об образовании села говорится, что место, где в настоящее время расположено селение, некогда было местом отдыха завоевателей, нападавших на горные села. Отсюда произошло другое название села — Яргун, что в переводе с лезгинского означает «усталость», «переутомление» (от корня «юргьун»). Когда жители высокогорных сел узнали о том, что их враги устраивают здесь привал, то внезапно напали на них во время отдыха. Вскоре воины из селений Кара-Кюре и Микраха прочно обосновались здесь, основав селение Яргун. Они укрепили его, построив большие валы наподобие естественных. Позднее сюда стали прибывать жители из других горных сёл Шахдагской долины, среди которых было и много шиитов из Мискинджа , впоследствии ставших суннитами , в связи с чем в селении существует тукхум , называемый шиитским — «шигъяр» .

Аббаскули-ага Бакиханов сообщал, что жители селения Хазры прежнего хазрата были переведены Хаганом Тахмасобом I из Персии и поселены близ гробницы прадеда шейха Джунейда, из-за чего один из кварталов села является шиитским. У жителей села Хазра бытует и ряд преданий, в которых говорится о том, что их предки некогда спустились с высоких гор лезгинской территории Дагестана .

Население и быт

По данным 2009 года в селе Хазра проживало 3469 человек, из которых 1738 — мужчины, 1731 — женщины .

Дома жителей села были из речных камней, саманный кирпич изготовляли на месте, дерево, в основном, было привозным. Подготовку же к строительству начинали с осени, когда завозили лес .

Несмотря на то, что родительский запрет или принуждение на брак потеряли свою былую силу, в селе Хазра и ряде других сёл Гусарского района ещё в конце 1980-х гг. молодые люди просили согласия родителей на брак .

Сихилы

  • Тегьвер — потомки Тегьава
  • ЯцгIаяр — потомки ЯцагIа
  • ЦIенкьилар — малочисленные
  • Камуяр — пришедшие из равнины
  • ШагIияр — имеющие родственные связи с шиитами
  • КIелбияр — распространяющие образование
  • Мохьмадалияр — потомки шейха Мухаммада-Али
  • Фекьияр — распространяющие религию . [ неавторитетный источник ]

Известные личности

Признание и значение

В селе Яргун происходят события в фильме "Холодное солнце"

Примечания

  1. от 4 декабря 2018 на Wayback Machine // qusar-ih.gov.az.
  2. , с. 111.
  3. Лист карты K-39-085.
  4. Гусейн-заде А. Доогузские этнотопонимы Кавказа // Вопросы географии : книга. — М. , 1979. — № 110 .
  5. Аббасова М. Некоторые особенности брачной обрядности лезгин Азербайджана // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. — Б. , 1988. — № 4 . — С. 59 .
  6. Кондратенко Е. (составитель). // Кавказский календарь . — Тф. , 1902.
  7. Алексеев М., Казенин К. И., Сулейманов М. . — М. : Европа, 2006. — С. . — ISBN 5-9739-0070-3 .
  8. , с. 117.
  9. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы. Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала, 1967. — С. 143.
  10. Шејх Ҹүнејд түрбәси // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б. : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1987. — Т. X . — С. 489 .
  11. . Дата обращения: 9 ноября 2018. 10 июля 2018 года.
  12. Эфендиев О. С. О традиционных жилищах лезгин ХІХ века (По материалам Кусарского района Азербайджанской ССР) // 50-летие Музея истории Азербайджана: материалы торжественного собрания и научной сессии. — Б. : Элм, 1975. — С. 142 .
  13. Ризванов 3., Ризванов Р. История лезгин / отв. Ильясов X. И.. — Махачкала : Общество книголюбов, 1990. — С. 46.

Литература

  • Материальная культура лезгин XIX — начала XX в.. — М. : Наука , 1978. — 303 с.
Источник —

Same as Хазра (Гусарский район)