Рубинштейн, Амнон
- 1 year ago
- 0
- 0
Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн ( 16 ( 28 ) ноября 1829 , Подольская губерния — 8 ( 20 ) ноября 1894 , Петергоф ) — русский композитор , пианист , дирижёр , музыкальный педагог. Старший брат пианиста Николая Рубинштейна .
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён . Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Среди его учеников ― Йозеф Гофман , Пётр Ильич Чайковский . Ряд созданных им произведений заняли почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства .
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Антон Рубинштейн родился 16 ( 28 ) ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии . Был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец — Григорий Романович (Герш Рувин-Бенционович) Рубинштейн (1807—1846), происходил из Бердичева ; с молодости вместе с братьями Абрамом, Мунишем (Эммануилом) и единокровным братом Янкелем (Константином) занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (1827 — 30 сентября 1863), в будущем врача, был купцом второй гильдии. Мать — Калерия Христофоровна Рубинштейн, урождённая Клара Лёвенштейн (или Левинштейн) (1807 — 15 сентября 1891, Одесса ) — музыкант, происходила из прусской Силезии ( Бреслау , впоследствии семья перебралась в Варшаву ) .
Младшая сестра А. Г. Рубинштейна — Любовь Григорьевна (1833—1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера — была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом , родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга (их дочь — детский писатель и педагог Надежда Яковлевна Шведова (1852—1892) — была замужем за физиком Ф. Н. Шведовым , ректором Новороссийского университета ) . Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 — январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом .
25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда — купца 2-й гильдии Рувина-Бенциона Лейбовича Рубинштейна (1784—?) из Житомира , приняли православие в в Бердичеве . На семью перестали распространяться законы черты оседлости , и уже через год (по другим данным в 1834 году ) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке , в , где родился его младший сын Николай .
Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейну дала мать, а в 1837 году, в возрасте семи лет, он стал учеником, пользовавшегося в Москве репутацией лучшего музыкального педагога, А. И. Виллуана . Впервые Рубинштейн выступил на публике 11 июля 1839 года в зале театра в Петровском парке , а в 1840 году в сопровождении Виллуана отправился во Францию, где, по желанию матери, он должен был продолжить обучение в Парижской консерватории. Вместо этого получился концертный тур; в марте 1841 года он играл в Парижском зале Плейеля (фантазию С. Тальберга на русские темы и хроматический галоп Ф. Листа); познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом ; в июне-июле 1841 года выступил в Гааге и Амстердаме , 19 июля — в Кёльне , в январе-феврале 1842 года — в Вене , 16 марта — в Будапеште . Затем, летом 1842 года выступал в Англии, где был тепло принят королевой Викторией . На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию , Швецию , Германию и Австрию . В Бреславле, 7 января 1843 года, Рубинштейн исполнил свой этюд «Odine» .
Проведя некоторое время в России, в 1844 году Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправился в Берлин , где занимался фортепиано у Теодора Куллака и где начал заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена , у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка . В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером .
В 1846 году умер его отец, и мать вместе с Николаем вернулись в Россию, а Антон переехал в Вену , где стал давать частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны , Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступал как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I . В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским , виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 году Рубинштейн дебютировал в качестве дирижёра , в 1852 году появилась его первая крупная опера « Дмитрий Донской »; затем он написал три одноактных оперы на сюжеты народностей России: « » («Хаджи-Абрек»), « », « Фомка-дурачок ». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.
В 1854 году Рубинштейн вновь отправился за границу. В Веймаре он встретился с Ференцем Листом, который помог ему поставить оперу «Сибирские охотники»; 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус , прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.
Летом 1858 года Рубинштейн вернулся в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 году добился учреждения Русского музыкального общества , в концертах которого сам стал выступать как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Он также продолжал активно выступать за границей, принял участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя . На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 году преобразованные в первую российскую консерваторию ; Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский ) и фортепиано (в числе учившихся: Л. Гомилиус , Л. Кашперова , Г. Кросс ). Вне стен консерватории длительное время давал уроки Иосифу Гофману .
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно выезжая за границу, он знакомится с Иваном Тургеневым , Полиной Виардо , Гектором Берлиозом , Кларой Шуман , Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.
Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены « Могучей кучки » во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов , опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы « Демон », которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.
В сезоне 1871—1872 гг. Рубинштейн руководил концертами Общества друзей музыки в Вене , где дирижировал, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер ).
В 1872—1873 гг. состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским . Рубинштейн стал первым крупным музыкантом из России, гастролировавшим в США. Успеху его концертов во многом способствовала особая популярность всего русского, вызванная состоявшимся годом раньше визитом в США великого князя Алексея Александровича (этот визит был основной темой публикаций американской прессы на протяжении многих месяцев). Спонсором девятимесячных гастролей Рубинштейна по 9 американским и 2 канадским городам был фабрикант всемирно известных концертных роялей Уильям Стейнвей (Steinway, William). В ходе этих гастролей в США был впервые исполнен рубинштейновский цикл «Исторические концерты» .
Полученный Рубинштейном гонорар (60 тыс. долларов) позволил ему по возвращении на родину отказаться от концертной деятельности и полностью посвятить себя сочинительству . Позже он отмечал: «Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению. До тex пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость — собственность — дачу в Петергофе». Его жена, Вера Александровна, выбрала участок с постройками в Большой Слободе Старого Петергофа, где находились также дачи принца Ольденбургского, княгини Оболенской, графа Игнатьева, барона Фенейвена и других известных государственных деятелей и влиятельных лиц аристократического общества. Земельный участок с постройками — на углу (ныне — улица Красных железнодорожников) и Ораниенбаумского спуска — было куплено у Б. А. Перовского , к которому имение перешло от скончавшейся в 1872 году Марии Алексеевны Крыжановской, вдовы коменданта Петропавловской крепости , урождённой Перовской .
Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился в Петергофе , занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы « Маккавеи » и « Купец Калашников » (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882—1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885—1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.
Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры , позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств .
Как пишет критик А. В. Оссовский , «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал» .
Антон Рубинштейн был уникальным самобытным пианистом, покорившим сердца многих своих современников. Его игру отличала большая мощь и необычайное умение создавать яркий художественный образ произведения. При этом созданию яркого целостного образа не мешали даже технические неточности, которые, по его собственному признанию, Рубинштейн во множестве допускал, — «полконцерта под рояль», как он иногда говорил про свою игру .
Бельгийский композитор Анри Вьётан признавался: «Его власть над роялем — это нечто невообразимое; он переносит вас в другой мир; все механическое в инструменте забыто. Я всё ещё нахожусь под влиянием всеобъемлющей гармонии, сверкающих пассажей и грома сонаты Бетховена op.57 [Appassionata], которую Рубинштейн исполнил для нас с невообразимым мастерством» .
На вопрос поклонников, почему он, став мировой знаменитостью, продолжает упорно репетировать, маэстро обычно отвечал: «Это просто необходимо. Если я не буду упражняться хотя бы один день, это замечаю я сам, два дня – заметят музыканты, три – вся публика» .
"Чего только не сможет сделать человек, если захочет...он должен суметь невозможное сделать возможным! Я выбираю это своим девизом.
Так отозвался о его творчестве С. В. Рахманинов :
Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение — далёким от совершенства машины .
Жена (с 30 июня 1865 года) — Вера Александровна Рубинштейн (княжна Чикуанова , 1841—17/30.9.1909) , дочь Александра Семёновича Чикуанова (князь Чикуани, ?—1883) из грузинского княжеского рода Чиковани и Анны Фёдоровны Чикуановой (в девичестве Крюковской, ?—1889), начальницы Керченского и Одесского женских институтов . Их дети:
Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):
13 опер :
, шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 , а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.
Среди литературных произведений — дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.